Бриллиант — лучший друг всех женщин, а особенно — примадонны
Вместо Театра песни на Васильевском острове хотят соорудить культурный центр от авторов олимпийского стадиона в Сочи
В канун своего дня рождения, пришедшегося в этом году на Пасху, народная артистка СССР Алла Пугачева посетила Петербург и представила на пресс-конференции обновленную версию проекта, еще недавно имевшего название «Театр Аллы Пугачевой». Он должен был возникнуть в устье реки Смоленки, являя собою первую архитектурную доминанту, встречающую тех, кто прибывает в город морем. Этой доминантой была бы грандиозная буква «П».
«Папину» архитектуру заменил дизайнерский задор.
Теперь «на окраине острова», как скромно обозначила знаменитость дислокацию этого проекта, его устроители хотят поставить культурный центр в виде гигантского «сверкающего бриллианта». Творцом мега-П была петербургская архитектурная мастерская «Интерколумниум», автором нового проекта объявлен интернациональный «Популоус» («Populous»). Это архитектурный коллектив, строящий по всему миру спортивные арены высшего класса. В частности, для Олимпийских игр. «Populous» сделал стадион для Олимпиады-2012 в Лондоне. Сейчас по его проекту строят стадион для Сочи-2014. Упоминаний о проекте культурного центра в устье реки Смоленки на сайте этого архитектурного бюро еще нет.
Напомним в целом судьбу этого видного места города — по сути, его въездных ворот. Еще в 1993 — 1996 годах в устье Смоленки предполагалось возвести башню «Петр Великий» — 34-этажное здание высотой 130 метров. Баталии вокруг башни велись, по накалу сравнимые с борьбой против «Охта Центра». Проект лопнул сам по себе. В 2008 году Смольный выделил то же место — за 39 млн. рублей — под Театр песни Аллы Пугачевой. Несмотря на вопросы к незначительности суммы, прокуратура признала сделку законной. Разрешение на строительство многофункционального комплекса стоимостью 400 млн. долларов есть. Однако, по сообщениям уже этого года, из проекта вышла самая состоятельная часть акционеров, причастная как к рыбообрабатывающей отрасли, так и к проекту реновации хрущевок в Петербурге. Театр песни оказался под вопросом, как и прочие мегапроекты, утвержденные предыдущей администрацией города.
О трансформации проекта и доложила Алла Борисовна на пресс-конференции в Петербурге. «Это будет не театр песни, — цитируют информагентства ее слова. — Это будет реализация моей мечты — создание культурного центра, который я давно хотела бы построить».
«Существуют только три города, в которых я бы хотела что-то создать, — рассказала Пугачева. — Это — Париж, Венеция и Санкт-Петербург. Я их считаю настоящими культурными столицами, и именно в них мне хотелось бы оставить свой след, возвести что-то по-настоящему красивое».
Заметив, что новый креативный замысел, конечно, противоречит сложившемуся облику Петербурга, певица обратила внимание на его удаленность от исторического центра: «Мы никогда бы не рискнули построить такое в центре города, мы для этого все-таки слишком скромны. Поэтому место выбирали максимально бережно — здесь, на окраине острова, наше здание никому не помешает».
Концертный зал запланирован лишь как часть этой постройки. В целом она будет составлена из выставочных помещений, ресторанов, гостиничного фонда и жилого сектора. Названия у будущего культурного центра нет. На нем организаторы проекта еще только хотят заработать: выставить на продажу. Кто больше денег предложит, в честь того спонсора и назовут, заверил на пресс-конференции Евгений Финкельштейн, акционер ООО «Театр песни Аллы Пугачевой» и глава проекта создания культурного центра.
«прошу: не называйте, пожалуйста, этот кусочек упавшей звезды — таково новое архитектурное решение центра — театром песни. Театр песни Аллы Пугачевой — это я… А какое название будет у нового центра — покажет время».
Почему Алла Пугачева отказалась от буквы «П»
Нашумевший проект Театра песни Аллы Пугачевой с аркой в виде буквы «П» Евгения Подгорнова отправлен на свалку. Примадонна предпочла ему новый проект здания в форме бриллианта. Место для театра осталось прежним — набережная реки Смоленки на Васильевском острове.
Обозреватель «Вечёрки» Алексей Шолохов внимательно изучил огранку нового архитектурного украшения звезды.
Вот и все, что было...
Еще в ноябре 2009-го «Вечёрка» сообщала: «Нельзя, конечно, сказать, что архитектура Подгорнова — та, с которой не поспорить. Вот есть задача, поставленная АБП. И есть ответ: буква «П» на набережной Смоленки. Просвет на сладкий закат на заливе в хрестоматийной арке — джентльменский набор известных приемов, который вы, может быть, назовете изобретением велосипеда и архитектурным минимализмом. Не будем спорить. Возможно, так оно и есть. Более того, учитывая молодость мастера, такую минималистичную архитектуру вполне можно назвать «папиной».
Где молодой дизайнерский задор? Все в здании так серьезно, даже немного скучно, как на заседании партхозактива. Где цвет и его игра? «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?» — вот первый вопрос, который можно предвидеть на будущем Градсовете. И все же... Bсе же такой проект можно быстро и достаточно недорого воплотить в жизнь…
Диво-бриллиант может трансформироваться изнутри.
И тот же ряд, но другое место
Но, похоже, сама Примадонна и соратники по проекту выбрали «молодую шпану». Из трех претендентов, участвовавших в новом, уже международном конкурсе на дизайн-проект Театра песни, победило лондонское дизайн-бюро «Populous». С проектом-концепцией «бриллианта». Невероятной сенсации в этом выборе Аллы Борисовны, пожалуй, и нет. Бюро, уже 15 лет проектирующее театры, стадионы и концерт-холлы, предложило форму кристалла и как минимум пять вариантов трансформации зрительного зала. Кстати сказать, более подробной и филигранной подачи вариантов трансформации питерской сцены на уровне эскизного проекта в России, пожалуй, не было.
Судя по представленным 3d-проектам, «бриллиант» выглядит значительно убедительнее конкурентов. Фасад огранен тщательно и современно. Убывающие точки окон-растра — фасадный прием хоть, конечно, и не сенсационный для европейской архитектуры, но для наших заслуженных питерских пап от дизайна вполне себе новаторский. Поэтому выбор Примадонны понять совсем нетрудно.
Отыщется ли на Смоленке «озеро надежды»?
Собственно, присутствие и победа продвинутого европейского архитектурного ателье в международном конкурсе на очередной петербургский театр для нас теперь отнюдь не новость. Не новость и вежливое похищение у талантливого питерского архитектора его, казалось бы, удачного проекта. (Вспомним хотя бы забытую идею архитектора Вениамина Фабрицкого о реконструкции Новой Голландии.) Новость же совсем в другом. Точнее, их две. И как ни странно, обе хорошие.
Первая — та, что «Пугачев-бриллиант-холл» — первая стройка театра в Петербурге, полностью финансируемая частными инвесторами. Вторая — заявленные сенсационные сроки строительства. Окончание — 2015 год. Простите, а как же подземные реки и сметанообразный грунт, которые обязательно всплывают при проектировании государственных театральных объектов, как, скажем, в случае с Большим и Мариинским театрами? В это после опыта «театральных долгостроев» в обеих столицах верится, согласитесь, с трудом. Но кто знает, быть может, на этот раз вместо подземных рек и сметанообразных грунтов на Смоленке наконец-то отыщется «озеро надежды»?
«Бриллиант» должен засиять в 2015 году
Итак, новый театр планируют построить в 2015 году. Новый театр Пугачевой должен стать главным украшением и без того богатой на качественную современную архитектуру Новосмоленской набережной. Общая площадь нового «бриллианта» — около 150 тысяч квадратных метров. А стоимость, кстати, не такая уж и высокая, если сравнить, скажем, с меньшим по площади в два раза Мариинским-2: 400 миллионов долларов. Срок возможной окупаемости — почти европейский — 10 лет. Большую часть площади будет занимать зал вместимостью от 3 до 14 тысяч человек. Разумеется, вместимость благодаря трансформации внутренних стен может значительно меняться.
А еще новый «бриллиант-холл» включит в себя большой конференц-зал. Его площадь составит 8 тысяч квадратных метров. Также в комплексе проектируются промоутерская школа и студия. Прекрасная идея. Только не поздно ли? Ведь уже сейчас Валерий Фокин вроде как строит что-то похожее на вторую сцену Александринки и продюсерский центр на берегу, но только не Смоленки, а Фонтанки. И ведь уже и тот проект можно считать избыточным для Петербурга, где одних только новых сцен за последние три года спроектировано аж пять. Правда, из крупных проектов в жизнь воплощены лишь два — Театра «Буфф» (архитектор Борис Бейдер) и новая сцена Молодежного театра на Фонтанке (архитектор Александр Миронов). Архитекторы эти, кстати, разве что свои спальные мешки не приварили к опалубке построек. Отсюда и результат. Смогут ли так тщательно следить чопорные англичане за своим детищем в процессе нашего, как известно — самого затейливого в мире строительства?
И Трансляций моих ты не жди. В Петербурге сегодня дожди…
Есть еще один вопрос, связанный с локальностью нового амбициозного театра. Разумеется, его переигранный образ прекрасен, спору нет.
Прекрасно и то, что в его размещении перед Северной столицей поникла старая Москва. Но давайте-ка вспомним, есть ли у нас в Петербурге хоть один музыкальный ТВ-канал? Вы спросите, а зачем он нужен городу, большую часть которого сейчас составляет группа старше 40? Но если верить прогнозам статистиков, уже через 5 — 10 лет демографическая ситуация изменится. И уже сейчас Ледовый дворец и тем более «чисто папин» «Октябрьский» не вполне востребованы тинейджерами. Молодежно-подростковая аудитория, по данным опросов, в лучшем случае смотрит федеральные музканалы. И что же тогда прикажете делать всем этим грандиозным и амбициозным «бриллиант»-театрам песни и шоу без федерального или хотя бы городского музыкального молодежного канала в локальной близости? Разве что открывать собственную ПТС (передвижную телевизионную станцию).
Между тем
Несмотря на утверждение проекта театра Примадонной, новому зданию перед экспертизой и началом строительства еще предстоит пройти Градостроительный совет. Учитывая тот факт, что многие видные петербургские зодчие уже неоднократно высказывались против застройки намывного острова в устье Смоленки, это может быть крайне нелегко. Скажем, позиция архитектора Рафа Даянова была непримирима еще по отношению к предыдущему проекту петербуржца Евгения Подгорнова. Город, по мнению Даянова, в этом месте устья Смоленки должен иметь открытое, а отнюдь не застроенное окно к морю. Посмотрим, как теперь наши зодчие отнесутся к «бриллианту» на святом для многих из них месте.
Фото Михаила САДЧИКОВА-младшего