Газета выходит с октября 1917 года Monday 25 ноября 2024

Бродский: не музей, так памятник

К скульптуре нобелевского лауреата во дворе филфака и к камню на Охте теперь добавится композиция на улице Пестеля — «памятник поэзии»

Первый памятник Иосифу Бродскому в Петербурге был открыт в 2005 году на Васильевском острове: во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского университета установили «образ странствий». Чемодан с биркой на имя Бродского, на чемодане голова поэта — это работа скульптора Константина Симуна. Памятник лаконичный, и настолько, что в минувшем октябре был сбит не приметившим его во дворе грузовым автомобилем.

Второй монументальный знак внимания к поэту появился в прошлом году на Охте. Во дворе дома №19 на улице Стахановцев на каменном валуне запечатлели строку «Вот я вновь пробежал Малой Охтой сквозь тысячу арок» — из стихотворения «От окраины к центру». В этот двор юный Бродский приходил в общежитие к подруге, учившейся в Гидромете.

Третий памятник обещает быть у знаменитого дома Мурузи, где Бродский жил с родителями в большой коммунальной квартире с 1955 по 1972 год, до самого отъезда в эмиграцию. В 1996 году на этом доме на углу Литейного и Пестеля открыли мемориальную доску. Теперь по адресу: улица Пестеля, 27, соорудят композицию из стел и скульптур, и она изменит привычный вид на Спасо-Преображенский собор со стороны Литейного проспекта.

Высота стел — 3,6 метра, высота скульптур, размещенных на гранитных блоках, — 1,8 метра..

Первоначально этот проект скульптора Владимира Цивина и архитектора Феликса Романовского, победивший в международном конкурсе 2003 года, предназначался для просмотра с воды. Композицию из стел предполагалось установить на набережной Лейтенанта Шмидта, у Горного института. Затем город определил ей место на Пироговской набережной. Перемещение в сквер у дома Мурузи — следующий виток в долгой истории с памятником, сооружение которого финансируется спонсорами. На прошлой неделе в комитете по градостроительству и архитектуре коллеги одобрили финальный вариант расположения композиции. Ее концепцию скульптор Владимир Цивин очерчивает так: «это попытка создания памятника не автору, а его поэзии».

В качестве главной идеи выбрано стихотворение Иосифа Бродского «К Урании» — музе астрономии, географии, пространства и, по мнению многих исследователей, главной музе самого поэта.

«У всего есть предел: в том числе у печали.
Взгляд застревает в окне, точно лист — в ограде»…

Текст расположен на гранитных блоках, приведен на русском и на английском языках. Высота стел — 3,6 метра, высота скульптур, размещенных на гранитных блоках, — 1,8 метра.

Памятник будет виден из окна воспетых поэтом «полутора комнат». А вот сами эти комнаты по-прежнему остаются вне доступа публики. Тянущаяся с 1999 года история создания музея-квартиры никак не подходит к благополучному финалу: владелицу единственной невыкупленной комнаты площадью 44,7 кв. м не устраивают условия расселения.

Алла ДМИТРИЕВА, эскиз проекта — авторы Владимир Цивин и архитектор Феликс Романовский
↑ Наверх