Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Бутусов. Макбет

Начало

 

Крайне неприятно, что фамилия замечательно талантливого режиссера Юрия Бутусова в прошлом сезоне оказалась замешана в скандальной истории, виной которой стал непрофессионализм и волюнтаризм тогдашнего председателя комитета по культуре Дмитрия Месхиева. И не прояви тогда петербургская (да и столичная) театральная общественность редкостное единство и здравомыслие, премьеры, о которой сейчас идет речь, могло бы и не быть. Но, к счастью, нет на председательском посту г-на Месхиева, а Бутусов выпускает спектакль «Макбет. Кино» по Шекспиру в Театре им. Ленсовета, где по-прежнему занимает пост главного режиссера. Премьера намечена на 13 и 14 октября. Продолжительность спектакля — что стоит отметить особо — 5 часов 20 минут.

Юрий Бутусов


Вряд ли стоит в данном случае гадать, как будет выглядеть спектакль. Ясно, что у Бутусова давно выработался свой стиль, где лаконизм оформления сочетается с открытым до яростности актерским темпераментом. Ясно, что Бутусову интересны не внешние перемещения героя в пространстве, а его внутренние «одиссеи». В этом смысле понятно, почему режиссер возвращается к сюжету о правителе-убийце второй раз (первой была постановка «Макбетт» по пьесе абсурдиста Ионеско в столичном «Сатириконе») и почему связывает этот сюжет с представлением о философском понятии «начало»: реальным в общепринятом смысле этого слова в спектакле будет только убийство, а все, что произойдет с героями дальше, будет иметь отношение к таким понятиям, как «собственная предопределенность», «запредельный мир», «верность себе» и «предательство собственного «я». Именно в этих категориях блуждали шекспировские персонажи Бутусова по сценам театров МХТ им. Чехова и «Сатирикон» им. А. Райкина, да и по сцене этого самого Театра им. Ленсовета в 90-х годах, когда выпускник Театральной академии Юрий Бутусов только начинал свое театральное становление.

У нынешнего спектакля, который Бутусов ставит уже, несомненно, в качестве мастера, отличная актерская команда: молодой и талантливый актер, воспитанник Вениамина Фильштинского Иван Бровин сыграет Макбета, в роли леди Макбет на сцене появится Лаура Пицхелаури. Остальные персонажи в исполнении крепкого среднего (речь про возраст) звена труппы — артистов Виталия Куликова, Романа Кочержевского, Натальи Шаминой, Олега Федорова, Александра Новикова — будут менять лики, сводя с ума несчастного героя. 

Сцена из спектакля «Макбет. Кино»

И если уж говорить о названии, в котором присутствует «кино» (разумеется, речь опять-таки о стилистическом и даже мировоззренческом смысле слова: Бутусов мыслит киношно, монтируя образы и ассоциации), то стоит упомянуть и про грандиозный саундтрек, где смонтированы самые разнообразные стили и жанры: от Монтеверди до Фаустуса Латенаса, от «Led Zeppelin» до Брайана Ино, от Майкла Джексона до ДиДюЛи. 

Сам Юрий Бутусов связывает два спектакля по одному сюжету в собственную единую внутреннюю историю, поэтому говорит о них следующее: «Мне кажется, Ионеско писал о том, как человек стремится вырваться за пределы своей предопределенности. До тех пор, пока он пытается сделать это, он жив». Макбет Шекспира и про это тоже. Но еще и про то, что дьявол — это скука. Она толкает человека порой на всякие ужасные вещи. Леди захотела что-то изменить в своем мужчине, она почувствовала какой-то тупик в отношениях, она решила оживить ситуацию. А Макбет ради любви пошел против своей природы. И они, совершив убийство, оба попадают в запредельный мир, где сходят с ума. И нет никакого леса, никакого наказания, возмездия, нет морали в нашем спектакле. Есть беда. Понятно же, что никакой лес никуда пойти не может. И если Макбет это видит, то он — сумасшедший. Он в этом зазеркалье на качнувшуюся ветку за окошком отреагировал бы именно так — «лес двинулся». 

 

↑ Наверх