Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 25 декабря 2024

«Быть лицом государства — ответственная и приятная миссия»

Как фарфоровый завод детской клинике помогает

Императорский фарфоровый завод — удивительное явление русской культуры. Одна из трех старейших фарфоровых мануфактур Европы, самый мощный отечественный фарфоровый бренд, не имеющий аналогов. 

Мне приятно приходить на завод и говорить с людьми, работающими здесь. В этот раз визит особенный. Со мной — отобранные директором Института им. Г. И. Турнера Алексеем Баиндурашвили рисунки наших маленьких пациентов. Детям были сделаны уникальные операции по пересадке пальцев с ног на руки. По этим эскизам Императорский фарфоровый завод изготовит декоративные тарелки. А еще я несу директору завода подарок от директора института — свечи, опаленные благодатным огнем, которые привез Алексей Георгиевич из Иерусалима. 

Татьяна ТЫЛЕВИЧ, генеральный директор Императорского фарфорового завода (на фото), аккуратно держит в руках принесенные мною свечи. Видно, как они ей дороги. Вообще директор ИФЗ — очень красивая женщина. У нее открытое лицо, настоящая искренняя улыбка и светлый взгляд — такой бывает у людей увлеченных и болеющих за свое дело.

 

— Татьяна Александровна, что связывает ваш завод и детский ортопедиче­ский институт?
— Наша дружба началась довольно давно. Все мы живем для своих детей и, несмотря на то что, как и многие российские производственные предприятия, ограничены в финансировании, стараемся поддерживать благотворительные мероприятия. Несколько лет назад Галина Викторовна Цветкова, председатель совета директоров нашего предприятия, внесла посильную помощь: на ее пожертвование был куплен аппарат для искусственной вентиляции легких. Наши сотрудники приезжают в институт с концертами для маленьких пациентов, мы проводим мастер-классы. Мне кажется, что для детей, которые надолго оторваны от привычных игр и занятий, участие в создании собственного произведения очень важно. Они как бы пробуют себя в роли взрослого, в роли художника-фарфориста, тем самым показывая и себе, и миру свои возможности. В результате каждый из них будет не только вспоминать Петербург как время порой длительного лечения, но и с гордостью говорить, показывая на тарелку с рисунком: «Я работал на Императорском фарфоровом заводе». Это то немногое, что мы можем себе позволить…

— А сколько у вас художников работает?
— В отличие от современных европей­ских фарфоровых производств, где в основном копируются старые произведения и практически не выпускаются авторские работы, на нашем заводе работает не просто штат художников, а художественная лаборатория в составе 23 художников. Это не считая 250 живописцев. Все творят в индивидуальном стиле и технике. Мы активно работаем с молодыми художниками. Летом в Галерее современного искусства на заводе у нас пройдет очередная выставка «Молодой фарфор», где будут представлены работы студентов Художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. В середине лета лучшие произведения поедут на выставку в Москву. 

На заводе работает не просто штат художников, а художественная лаборатория в составе 23 человек.

— Заводу 268 лет, за эти годы изменились технологии, но что осталось неизменным?
— Состав фарфора в России был разработан великим русским ученым Дмитрием Ивановичем Виноградовым и в основе своих природных компонентов — глины и воды — остался неизменным. Но безусловно, современная рецептура и производство изменились с XVIII века и отличаются от того, что используется во всем мире. Особенностью нашего завода является использование оборудования, разработанного инженерными службами завода, что по сути делает его уникальным не только в России, но и в мире. Мы применяем полностью замкнутый цикл заготовки — сами готовим фарфоровую массу, за исключением некоторых компонентов для производства костяного фарфора, которые приобретаем в Анг­лии. Все натуральное. Фарфор — натуральный и экологически чистый продукт. 

— Работают ли у вас приезжие?
— Нет, мы стараемся привлекать жителей Петербурга. Все профессии у нас на производстве требуют длительного обучения — от 3 до 6 месяцев, и нам нужен постоянный коллектив, где сохраняются знания, есть преемственность. 

В процессе создания даже одного небольшого изделия участвуют около 70 человек.

— Зачем сейчас уникальный фарфор, когда есть масмаркет?
— Мы как-то подсчитали, через сколько рук проходит одна небольшая чашка, — около 70 человек участвуют в процессе. Представляете, вот то тепло и та энергия, которые рождаются на заводе, переносятся потребителю. Ведь в основном на заводах стоят поточные линии и льют такие однотипные серенькие, блекленькие чашки. Это с точки зрения вкуса и эстетики несравнимо с тем, что производится у нас. Кстати, мы предлагаем не только современное искусство, но и уже опробованные временем реплики мастеров XVIII — XIX веков, которые сегодня можно увидеть в собраниях Государственного Эрмитажа, императорских резиденций Петергоф и Павловск. 

— Даже президент пьет чай из чашек вашего завода…
— Удивительно то, что из обычной «кобальтовой сетки» пьют и домохозяйка, и президент России. Никогда из моды не выходит классика. Мы радуемся молодым нашим ребятам, потому что всегда от них ждешь современного, нового и неожиданного. Мы за модой не гонимся, а стараемся создавать ее сами. И мне кажется, что при правильном позиционировании марка Императорского фарфорового завода может стать лицом государства. А это ответственная и приятная миссия.

Беседовал Владимир МАСЛОВ, заслуженный врач России. Фото автора
↑ Наверх