Бывший мраморный карьер превратился в уникальный природный памятник
В Горном парке Рускеала помимо живописных надземных маршрутов скоро откроется не менее интересный — подземный
Про рускеальский мрамор хотя бы однажды слышал не только каждый петербуржец, но и многие туристы, побывавшие в нашем городе. Из этого мрамора в разные столетия построили многие сооружения Петербурга, к примеру Исаакиевский собор и станцию метро «Приморская». Но знаете ли вы, что сегодня можно увидеть место, где этот мрамор добывался? А мы там только что побывали.
И приехали не банально на автобусе или машине, а на ретропоезде с паровозом, который с нынешнего лета запустила в Сортавалу компания «КарелияГид». Ночь до Сортавалы, утром на автобусе в Рускеалу, ближе к вечеру обратно на паровозе — и в полночь уже на Ладожском вокзале.
Идея с паровозом впечатляет. Железнодорожники молодцы, что восстановили такой раритет. Однако ощущения от поездки были, как в прошлом веке, — с резкими торможениями и такими длинными остановками в пути, что фотографам удалось запечатлеть каждый чих ретропаровоза. Если удастся справиться с последними просчетами, то почему и нет? В любом случае Карелия заслуживает посещения, а Рускеала — вдвойне.
Стены Итальянского карьера еще недавно были покрыты граффити
История вопроса
Горный парк Рускеала находится в 35 км от карельского города Сортавала, на месте огромного, теперь уже бывшего мраморного карьера, в окружении суровой и одновременно потрясающе красивой карельской природы. В погожий июньский день народу здесь было не протолкнуться. Экскурсии передвигались по специально оборудованным маршрутам, притихшая от восторгов публика каталась на лодках по изумрудно-зеленой воде каньона, которая естественным образом заполнила образовавшиеся полости, а некоторые отчаянные летали среди каменных утесов на троллее — подвесной канатной системе, длина которой составляет 400 метров. Кстати, самой длинной на Северо-Западе России.
Увиденная картинка наводит на сравнение с одним из многих национальных парков Финляндии. Или с первым в истории Финляндии промышленным музеем картонной фабрики Верла, который входит в число памятников исторического наследия, охраняемого
ЮНЕСКО. Только у нас — своя тема, своя история. И от этого двойная гордость: можем и мы, если захотим.
Но поначалу не все было так гладко. Идея организовать горный парк вокруг бывшего карьера пришла петрозаводскому краеведу Андрею Грибушину более 10 лет назад. Ею также заразился другой краевед — Игорь Борисов. Они смогли увлечь Александра Артемьева, который стал главной финансовой и хозяйственной силой проекта.
В первую очередь нужно было привести в порядок территорию, обезображенную следами техногенной деятельности. О прежней сущности места теперь напоминает лишь техника, утопленная на дне карьера бывшими хозяйственниками. Ее остовы видны в прозрачной глубине, которая в некоторых местах достигает 40 метров.
Усилия организаторов парка стали особенно заметными в последние два года. Парк, который работает круглогодично, становится все более и более популярным, о чем говорят цифры: в прошлом году Рускеалу посетили сто тысяч человек.
На лодке можно зайти в подземные гроты. Фото: Фото Антона Юшко
На маршруте
В Горном парке сегодня работает более 10 постоянных гидов. Но нашим сопровождающим стал Антон Юшко, спелеолог, журналист, председатель комиссии экоэффективного туризма Ленинградского отделения РГО и энтузиаст парка, который знает о нем все, что видимо глазу и скрыто под землей.
Мы отправляемся на экскурсию, которая проходит по периметру каньона протяженностью около полутора километров. В нескольких самых интересных видовых точках оборудованы смотровые площадки. Здесь можно отдышаться от горной прогулки и послушать историю места, которая насчитывает не одну сотню лет. Еще в середине XVII века шведы добывали здесь мрамор для изготовления извести. После Северной войны граница между Россией и Швецией, в состав которой входила Финляндия, прошла по северной окраине Рускеалы. Когда во второй половине XVIII века началась активная застройка Петербурга каменными домами, Екатерина II прислала сюда мастеров для поиска качественного мрамора. Так началась отечественная история рускеальского мрамора или, как его называли, сердобольского — по тогдашнему названию Сортавалы — Сердоболь.
Красоты подземного Мраморного зала скоро станут доступны туристам. Фото: Фото Антона ЮШКО
Маршрутная тропа прекрасно оборудована, и парк производит впечатление ухоженного леса, но дел впереди еще немало. Вот природный амфитеатр, как будто специально придуманный, чтобы в будущем сделать там театральное кафе и площадку для наблюдений за закатами. Фантасмагорические кирпичные трубы бывшего завода по производству строительной извести так и просятся, чтобы показывать их (конечно, после обустройства) как отдельный арт-объект. Финские специалисты нашли на территории парка несколько растений-эндемиков. Специалисты из Петербурга и Петрозаводска дали оценку дендрологии парка, и скоро здесь появится еще один — дендрологический — маршрут.
Кроме того, есть идея воссоздать парк машин и устройств, которыми пользовались при добыче мрамора, но вот проблема: в лихие 90-е весь металл сдали в лом. Пока есть только волокуша, которую привезли из заброшенного рудника Рогосельга из Пряжинского района Республики Карелии. Энтузиасты из Самары готовы передать несколько вагонеток из знаменитых Сокских штолен. Но вот вопрос: как их доставить?
Еще недавно гигантские ровные стены Итальянского карьера были испещрены граффити. Сегодня они сияют первозданной чистотой, и все благодаря неравнодушным людям. Автор популярного блога о камне Никита Федоров бросил клич о помощи среди своих подписчиков. Откликнулись люди из Петербурга, Ленинградской области, Москвы. Энтузиасты нашлись и среди специализированных фирм, которые предоставили средства для очистки камня.
Вид на Главный каньон.
Заглянем под землю?
Мы прошли почти половину маршрута и стоим у большого провала в земле. Внизу подземное озеро, в котором еще плавают огромные глыбы белого льда. Температура воды здесь не поднимается выше 8 градусов даже летом, потому и лед тает медленно.
Провал образовался из-за нарушения правил горной добычи в 30-х годах прошлого века: оставили слишком тонкий зазор между штольней и потолком карьера, он и провалился в результате взрывов в соседнем карьере. Зрителю сверху видна большая полость диаметром метров 50, но периметр всего подземного зала около 500 метров.
Спускаться туда обычным туристам нельзя. Что внизу, можно увидеть только на фотографиях: огромный зал, своды которого поддерживают восемь мраморных колонн — фантастическая красота из воды и ледяных сталактитов. Внизу — еще два уровня штолен, куда дайверы могут проникать из Главного каньона.
Впервые Олег Минников и Антон Юшко вышли с разведкой на лед подземного озера в 2006 году. В 2009-м начались планомерные исследования, которыми руководит известный петербургский ученый, спелеолог и геолог Юрий Ляхницкий. Его помощники Антон Юшко, Олег Минников и другие члены Русского географического общества из Петербурга сделали теодолитную топосъемку и фотосъемку подземных штолен, собрали обширный научный материал. На его основе сделали проект под названием «Подземная Карелия». Были проведены масштабные инженерные работы. В результате создан новый маршрут из Главного каньона в Мраморный зал, или зал Горного короля, доступный туристам без снаряжения. Раньше это было невозможно. Есть надежда, что в октябре часть маршрута будет открыта.
Антон Юшко в завершение говорит, что остается нерешенной главная проблема — нынешний статус парка. С 1998 года главный карьер Горного парка является памятником историко-культурного (горно-индустриального) наследия Республики Карелии. Однако нет уверенности, что Горный парк останется рекреационной зоной в существующих границах, поскольку Мраморный каньон и сегодня находится в реестре государственных запасов минерального сырья. Задача организаторов парка — вывести эти 32 гектара уникальной природной территории из-под промышленного статуса.
Если вы еще думаете, надо ли ехать в Горный парк, посмотрите для начала фильм «Темный мир», который снимался в Рускеале и окрестностях. Вы поймете, о чем я, и обязательно купите билет в одно из самых красивых мест на Земле.