«Часовой» Филонов
Дорогие читатели! Мы открываем новую рубрику «Русский музей: заочный художественный ликбез»
Мы открываем новую рубрику «Русский музей: заочный художественный ликбез». В ней мы будем сообщать о круглой дате, связанной с именем художника или написанием какой-либо конкретной картины, находящейся в коллекции Русского музея. Открывает нашу рубрику замечательный художник Павел Филонов. 8 января Россия отметила 130 лет со дня его рождения.
Павел Филонов. «Извозчики». 1915. Акварель, коричневые чернила, индиго, перо, кисть, карандаш, бумага. Русский музей, Санкт-Петербург.
Третьего декабря 1941 года в блокадном Ленинграде умер художник Павел Филонов. Умер не от голода, ведь вся его предыдущая жизнь была жизнью впроголодь. «Все это время я жил только чаем, сахаром и одним кило хлеба в день», — такую запись сделал Филонов в дневнике еще в середине тридцатых годов, во вполне сытое время. В блокаду он умер — от холода. Умер, как часовой на своем посту.
— Мне рассказывали, — вспоминала Ольга Матюшина, — что он кутается во все, что у него есть, и так все ночи стоит на чердаке у слухового окна. Спросила его, правда ли это? И зачем он это делает?
— Пока я там стою, ни одна картина не погибнет и весь дом сохранится!
Филонов погиб, а картины сохранились благодаря его сестре. В ту страшную блокадную зиму 42-го в Ленинграде люди ежедневно умирали от голода, замерзали на улицах, гибли от бомбежек. И никого не могла удивить женщина, везущая по улице санки. Тогда все что-то везли на санках: умерших родных, воду, дрова или — мерзлую сладкую землю бадаевских складов. Но путь женщины лежал в Русский музей. Евдокия Николаевна Глебова везла в музей работы своего брата — Павла Филонова. Почти двести картин и более двухсот рисунков и акварелей вот так, на саночках, она перевезла через весь город. И все они сохранились. Сохранены.
Старший научный сотрудник отдела рисунка и акварели Русского музея Людмила Вострецова рассказывает:
— До 1977 года картины Филонова хранились в музее. В 1977-м все эти работы брата Евдокия Глебова передала в дар Русскому музею. Коллекция работ художника была инвентаризирована с названиями, полученными от Глебовой. Дело в том, что по известным причинам Филонову пришлось заменить названия своих картин. И только много лет спустя, при подготовке выставки в Русском музее, у двух третей работ появились новые даты и новые названия. Те, которые были указаны в каталоге его персональной выставки 1929 — 1930 годов.
Филонов повторял фрагменты, части своих картин так, как в речи повторяются слоги. Его живописное искусство схоже со словесным стремлением в одном мазке, как в слове, запечатлеть весь мир.
Сидит извозчик, как на троне,
Из ваты сделана броня,
И борода, как на иконе,
Лежит, монетами звеня.
А бедный конь руками машет,
То вытянется, как налим,
То снова восемь ног мелькают
В его блестящем животе.
Это написал Заболоцкий в сборнике «Столбцы». Словно пересказал стихами картину Филонова.
Метки: Памятная дата Музейное дело Живопись
Важно: Правила перепоста материалов