Часы осьмнадцатого века еще идут
В Ораниенбауме открыли еще несколько восстановленных интерьеров
В Большом Меншиковском дворце в Ораниенбауме к Танцевальному залу, Малиновой гостиной, Столовой и Буфетной — интерьерам, открытым в сентябре минувшего года, — прибавились еще четыре. Это Большой кабинет, Спальня, Проходная комната и Камер-юнгферская.
В залы Меншиковского дворца постепенно возвращается былое великолепие.
В свое время, в тридцатых годах позапрошлого века, когда владельцами Ораниенбаума стали великий князь Михаил Павлович и великая княгиня Елена Павловна, их посетил маркиз де Кюстин — автор известных записок о России. Вот что он написал: «Великая княгиня Елена со свойственным ей вкусом превратила Ораниенбаум в прелестный уголок наперекор унылой местности и воспоминаниям о происшедшей здесь трагедии». Елена Павловна пригласила в Ораниенбаум лучших архитекторов, которым уже заказывала интерьеры Михайловского дворца.
Как отмечает заместитель директора ГМЗ «Петергоф» по экспозиционно-выставочной работе Татьяна Вергун, Большой кабинет, который был перестроен Еленой Павловной, после ее смерти сохранил свою мемориальность, и не только он. Княгиня умерла в январе 1873 года, вскоре была сделана опись по каждому залу. «Спасибо тем, кто сделал опись, — говорит Татьяна Вергун. — Теперь мы точно знаем, что живопись в золоченых рамах висела на синих шнурках с кистями. Синие шнурки есть, и кисти тоже. Здесь стояли ореховые диваны, кресла и стулья. И посетители увидят эту родную ораниенбаумскую мебель, отреставрированную, на целом ряде предметов даже сохранились ярлыки дворцового управления».
Ткань для обивки соткали заново, создавая рисунок по моде того времени, ткали как в позапрошлом веке — так что время здесь не обмануто, с ним просто договорились.
Аристократический быт — отдых, молитва, чашка чая перед сном, последняя страница книги, милые вещицы — эту атмосферу передает интерьер спальни великой княгини.
Камер-юнгферская, поясняет Татьяна Вергун, — это комната, где находилась дежурная девушка. «Дежурили три девушки простого сословия — как сторожа: сутки через двое», — рассказывает Татьяна Борисовна. В залах обязательно обратите внимание на часы — старинные, многие еще осьмнадцатого столетия, все на ходу, все бьют.
Далее по мере того, как будет завершать работы по реставрации интерьеров ФГУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации», которая ведет здесь работы, музейщики ГМЗ «Петергоф» войдут в боковые галереи, в Воронцовскую половину дворца, в Церковный корпус. Здесь, во дворце, будет память и о Петре с Меншиковым — Петр любил приезжать к первому губернатору Петербурга сюда, в турецкую баню, фундамент которой сохранился, будет память и о свергнутом будущей Екатериной Великой ее супруге Петре III и его фаворитке Елизавете Воронцовой.
Галина АРТЕМЕНКО. Фото Максима КОСТИНАМетки: Про Петербург Про петербуржцев Из первых рук Истоки Музейное дело
Важно: Правила перепоста материалов