Человечество движется в эру похолодания
Новая ледниковая эпоха обязательно будет, но не так скоро: в пределах ближайших десятков тысяч лет
Михаил АНИСИМОВ, кандидат географических наук, научный сотрудник отдела географии полярных стран НИИ Арктики и Антарктики, преподаватель географического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, также недавно вернулся из Антарктиды, работал там на станции Новолазаревская. Одна из тем его исследований — изменение климата нашей планеты.
Михаил Анисимов: «Вы к нам в гости?»
— Весна в этом году затяжная. Значит, дело все-таки идет к похолоданию, а не к потеплению?
— Отдельно взятый конкретный год еще не характеризует общие климатические тенденции. Могут быть климатические аномалии.
Что касается смены периодов похолодания и потепления: климат Земли изменяется по очень сложной кривой, отдаленно напоминающей синусоиду. Смена климата происходит ритмично, причем ритмы имеют различную протяженность. Например, есть циклы протяженностью 40 700 лет, 1850, 100, 22, 11.
Станция Новолазаревская расположена на своеобразном антарктическом оазисе.
Климат меняется в результате огромного числа взаимосвязанных процессов. Многие из которых имеют четкую цикличность и, накладываясь один на другой, усиливают или ослабляют друг друга. Сейчас мы находимся у перехода к похолоданию сразу нескольких циклов! И в результате этого около 2050 года (с погрешностью плюс-минус 30 лет) произойдет достаточно ощутимое понижение температуры. Что, впрочем, должно произойти по естественному ходу изменения климата. Ныне ледники во многих местах сокращаются, то же самое происходит и в Антарктиде, но по многолетним наблюдениям как в Арктике, так и в Антарктике в последние 5 лет намечается четкая постепенная тенденция к похолоданию.
— То есть скоро начнется настоящий конец света: все замерзнет, и ледниковый панцирь скует планету…
— Сюжеты, когда ледник стремительно наступает на планету, оставим Голливуду. Значительное увеличение площадей ледников произойдет очень нескоро (если исчислять от продолжительности жизни человека). Но в ближайшие 100 тысяч лет мы постепенно будем двигаться к похолоданию.
Для изучения палеоклимата планеты используются ледяные керны, морские и озерные отложения, континентальные отложения, обнажающиеся в морских и речных обрывах. В этих отложениях «законсервирована» информация о том, как менялся климат и природа данного региона или Земли в целом. Так, по антарктическому керну, отобранному на станции Восток, можно изучать климатические изменения за более чем 400 тысяч лет. В то время как постоянные метеорологические наблюдения в Антарктиде ведутся всего около 50 лет.
— А как обстоят дела с «озоновыми дырами»?
— Понятие «дыры» — не совсем точное, так как самой дыры нет, есть значительное снижение концентрации озона в определенном слое. И изменения эти носят ритмичный характер, как и многие другие процессы на Земле. Как показывают исследования, изменения площади «дыр» были всегда: то «дыры» разрастались, то сужались. Это нормальный природный процесс, который происходил и задолго до изобретения человеком баллончиков с фреоном.
Я вообще не сторонник преувеличивать роль человека в глобальных изменениях, происходящих в природе. Хотя до конца роль человеческого фактора не изучена.
Фото из личного архива Михаила АНИСИМОВА