«Человек не только выстоит — он победит»
Юбилейный, XXV фестиваль «Послание к Человеку» закрыли в БДТ
— Знаете, я пять лет на фестивале. И каждый раз в предыдущие четыре года мне хотелось как можно быстрее закончить его. Потом всех собрать и дать по башке за то, что все так плохо получилось, хотя на самом деле так уж плохо не было, — заявил, поднявшись на сцену БДТ, президент «Послания к Человеку» Алексей Учитель в своей обычной манере, суховато-ироничной. И потом неожиданно:
— Но в первый раз фестиваль получился таким удивительным. Прежде всего потому, что я каждый день видел толпы людей на всех показах. Полные залы, ажиотаж. По-моему, это главное достижение двадцать пятого «Послания». На самом первом фестивале, который создал Михаил Сергеевич Литвяков, тоже было огромное количество людей. Сейчас мы собрали талантливую команду, которая хочет делать фестиваль и видит, как его сделать. И нам очень помог город. Надеюсь, что фестиваль будет здесь лидером, — уверенно завершил он. Каролина Белавская (с дипломом) получила Гран-при за фильм «Зовите меня Марианна».
Начиналось все с размахом и восторгом на просторе Дворцовой площади, а пришло к финишу не в самом огромном зале театра. Все получилось как-то сосредоточенно и соразмерно: не было помпезных красных дорожек, долгих преамбул. Слегка не в тональности, чуточку слишком развязным был стиль ведущих — актрисы Ингеборги Дапкунайте и российского режиссера Алексея Аграновича.
Но зал был полон и рукоплескал от души. На сцене были проложены рельсы, как на съемочной площадке; по ним ездила настоящая кинокамера и вывозила призовых «Кентавров». Победителей пришлось выбирать среди 200 картин — участников фестиваля. Но, как сказал председатель международного жюри филиппинский режиссер Брийанте Мендоса, «жюри работало с удовольствием и после дебатов сошлось на том, что главным в выборе должно быть соответствие фильмов основной идее фестиваля — теме послания к современникам».
Лучшим короткометражным документальным фильмом признали фильм «Мама несчастна — все несчастны» режиссера Меа Долс де Йонга из Нидерландов. Лучшим короткометражным игровым — «Возвращение Эркина» российского режиссера Марии Гуськовой. Приз за лучший анимационный фильм достался фильму «Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита. Лучшей дебютной картиной сочли польско-армянскую «Песню пастуха» режиссера Ваграма Мхитаряна.
В национальном конкурсе два «Кентавра» — за лучший дебют и за лучшую документальную короткометражку — присуждены фильму «Ямаха» режиссера Инны Омельченко. Лучшей полнометражной работой здесь признали ленту «Церемония» режиссера Елены Ласкари. Диплом жюри национального конкурса «За разрушение устоявшихся клише» отдали фильму «За счастьем» режиссеров Дмитрия Сидорова и Светланы Демидовой.
В конкурсе экспериментальных фильмов приз «Кентавр» достался фильму «Внизу» режиссера Йорна Трельфалля (Великобритания).
Приз почетного президента фестиваля Михаила Литвякова присужден короткометражному документальному фильму «Ветрянка». Его вручили российскому режиссеру Виктору Косаковскому.
Приз ФИПРЕССИ присудили фильму «Над и под» режиссера Николаса Штайнера (Швеция, Германия, США).
Филиппинскому режиссеру Брийанте Мендосе на заключительной церемонии был вручен Приз за вклад в искусство.
Приз юбилейного кинофестиваля получил почетный гость праздника швейцарский актер, режиссер, сценарист Венсан Перес.
А Гран-при «Золотой кентавр» достался работе польского режиссера Kаролины Белавской. Каролина — ученица Анджея Вайды. Вдобавок приз ей вручило и жюри прессы. Героиня ленты «Зовите меня Марианна» в поисках собственной идентичности оказывается перед выбором: сделать операцию по смене пола или сохранить отношения со своей семьей.
Вручая премию российской прессы, председатель жюри Владимир Познер прочитал отрывок из нобелевской речи Уильяма Фолкнера:
«Я отказываюсь принять конец человека. <...> Я верю в то, что человек не только выстоит — он победит. Он бессмертен не потому, что только он один среди живых существ обладает неизбывным голосом, но потому, что обладает душой, духом, способным к состраданию и жертвенности, и терпению. Долг поэта, писателя и состоит в том, чтобы писать об этом».
Приз юбилейного фестиваля Венсану Пересу вручала Ингеборга Дапкунайте.
Два кинопослания — от актера Данилы Козловского и от драматурга Ивана Вырыпаева — были примерно об этом же. В общем, «Послание к Человеку» вновь оказалось посланием любви, сочувствия и понимания даже между самыми непохожими людьми. Почти сразу же это подтвердилось на практике: организаторы напомнили, что часть вырученных фестивалем средств пойдет в пользу фонда помощи людям с аутизмом «Антон тут рядом». Завершило вечер выступление оркестра фонда. И мажорная, задорная лезгинка, которую исполнили музыканты — те, кого обычно принято жалеть или от кого брезгливо отворачиваются, — стало лучшим гимном человечности.
Прямая речь
Быть собой и быть как зеркало
На ступенях БДТ стояла сияющая Каролина Белавская, обнимая двух «Кентавров».
— Когда я снимала фильм, мне все говорили: это никому не нужно. А оказалось, что нужно, — просто сказала она мне. — Борьба Марианны — это и моя борьба. Для меня самой было очень важно рассказать эту историю как есть. Показать, как тяжело было Марианне в ее борьбе за то, чтоб ее приняли окружающие. И мне кажется, мы победили, хоть мне и самой не верится. В России и в Польше ситуация похожая: с этими темами всегда сложно. Марианна — верующая, католичка, очень скромная женщина. И она просто хотела быть собой. А это очень важно — когда тебя не осуждают за то, кто ты есть.
— Как, по-вашему, складывается судьба документального кино в России сегодня? — спросил я напоследок другого призера, Виктора Косаковского.
— У нас очень сложно заниматься искусством, потому что ты вынужден быть все время «за» или «против», — ответил режиссер. — Но я хотел бы напомнить всем о нашем прародителе, Леонардо да Винчи. Он говорил примерно так: должны ли мы реагировать на происходящее? Должны. Но каким образом? Мы должны быть как спокойная вода. И тогда она будет отражать действительность как она есть. А если мы будем взволнованы, мы будем искажать действительность. Если мы будем, например, за президента Путина — будем искажать, и если против — тоже будем искажать. Надо быть зеркалом. Это касается всех художников, но в первую очередь документалистов. Это ведь такое особое искусство, где эстетика и этика смешаны в необычном коктейле. И каждое движение камеры — это проблема и эстетическая, и этическая.