Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Чем закончилась кинофорумная неделя

Многие из фильмов-призеров и режиссеров — лауреатов Санкт-Петербургского международного кинофестиваля были вполне очевидны: фильмов в конкурсе участвовало 14, а призов было 6

«Интерес к кино в городе за последние 10 дней возрос многократно. Мне кажется, это и есть самое главное для кинофестиваля: не тусовки и банкеты, а кино и зритель. Публики в залах было очень много», — подчеркнул со сцены идейный вдохновитель нынешнего кинофестиваля Дмитрий Месхиев на церемонии закрытия в кинотеатре «Аврора». Ему аплодировали, но в зале было пустовато.

Ведущая кинофорума Катя Мцитуридзе в объятиях Станислава Говорухина и Дмитрия Месхиева


Зато непришедшие пропустили несколько занятных сюрпризов. Например, они не увидели две картины в фойе, на которых был изображен председатель жюри Эмир Кустурица. На одной Кустурица играл что-то забойное на гитаре на фоне какого-то мирового пожара. На другой — стоял с ружьем в охотничьем костюме над грудой убитых диснеевских зверюшек. На обеих картинах Кустурица курил сигару. Эти изображения были тем более полезны, что они как бы замещали самого Кустурицу. Сербского режиссера нигде не было видно. В кулуарах шушукались, что он уехал на второй или третий день после открытия.

Президент фестиваля Василий Лановой тоже куда-то улетучился. Зато неожиданно появилась персона, которую изначально хотели пригласить на эту должность: Станислав Говорухин. Неподалеку был замечен и режиссер Павел Лунгин.

При этом, что забавно, присутствовал мало кто из лауреатов. Не было в зале Эмили Декен, признанной лучшей актрисой за роль в картине бельгийского режиссера Хоакима Лафосса «После любви»; не пришел Мераб Нинидзе, которому вручили приз в номинации «Лучший актер». Нинидзе исполнил одну из главных ролей в фильме Дито Цинцадзе «Вторжение».

Виктор Матизен, президент Гильдии киноведов и кинокритиков, хотел вручить особый приз от гильдии — статуэтку слона — турецкому режиссеру Зеки Демиркубузу за картину «Внутри». Но и его не было.

Зато присутствовали призеры в трех, может быть, самых главных номинациях.

Приз зрительских симпатий получил фильм финского режиссера Мики Каурисмяки «Дорога на Север» о непростых отношениях юноши со своим внезапно обретенным отцом. Лучшим режиссером был признан единственный русский участник — Алексей Балабанов, презентовавший за несколько дней до этого свою новую картину о бесплодных поисках русского счастья «Я тоже хочу» (интервью режиссера читайте в ближайших номерах «ВП»).

А Гран-при вручили картине латвийского режиссера Юриса Пошкуса «Крутая Колка». Фильм о друзьях из рыбацкой деревушки Колки на побережье Балтийского моря удостоился даже небольшой овации. Вручала приз Эрика Грегор, основательница Берлинского кинофорума.

P. S. Главный вопрос, который томил всех в эти дни, — нужно ли в одно и то же время проводить сразу четыре фестиваля — пока остался без ответа.

Между тем

Днем раньше закрылся XXII фестиваль «Послание к Человеку». Фильм открытия фестиваля «Playback», созданный Антуаном Каттином и Павлом Костомаровым, наградили призом имени Павла Когана. В конкурсе экспериментальных фильмов победил итальянский фильм «Начальник» Франко Барратино и Юри Анкарани. Лучшей зарубежной игровой короткометражкой признали фильм «Видели пуму» аргентинского режиссера Эдуардо Уильямса. Лучшей документальной — «Еще одна ночь на земле» испанца Давида Муньоса, рефлексия на тему египетских таксистов. Лучшим полнометражным документальным фильмом стала лента «Лето Джакомо» итальянского режиссера Алессандро Комодана. Победителем международного конкурса стал фильм словацкого режиссера Мартина Снопека «Последний автобус». Он получил Гран-при «Золотой Кентавр» и 5000 долларов в придачу. А лучшим дебютом сочли чешскую анимацию «Хроники Олдриха С.».

В национальном конкурсе настоящим потрясением для всех стало награждение картины Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР: 28 лет» как лучшей российской полнометражной документалистики. Потрясением — не потому, что фильм этого не заслужил, а потому, что, по признанию самого Сергея Мирошниченко, это первый приз в его жизни. Среди короткометражных русских документальных фильмов отметили ленту Валерия Шевченко «Внутри квадратного круга». А вот Гран-при за лучший русский фильм не вручили вообще никому.

 

↑ Наверх