Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Чем застроим Петербург?

2 — 8 апреля Российский этнографический музей ждет петербуржцев на архитектурное биеннале-2013

 

— В Петербурге нет своего музея истории архитектуры, в отличие от многих европейских городов. Биеннале призвано восполнить этот пробел, — говорит Виктор Полищук, руководитель управления градостроительных обоснований развития города комитета по градостроительству и архитектуре Смольного. — Это выставка зодчества, а не недвижимости.

Жилой дом на Приморском проспекте, 52, — проектное бюро «Григорьев и партнеры»


— Вход на нее свободный. Это наш подарок городу и горожанам, — подчеркивает архитектор Сергей Орешкин, председатель «Объединения архитектурных мастерских», организовавшего выставку.

Биеннале, то есть двухгодичная выставка, проводится в Северной столице в четвертый раз, представляя лучшие проекты и реализованные постройки. В его программе также лекции, дискуссии, кинопоказы. 2013 год — Год Голландии в России, и архитекторы из Нидерландов стали активными участниками биеннале. Ожидаются лекции и ведущих архитекторов из Италии, Дании, Испании, Финляндии и Литвы. Лекторий будет работать в дискуссионном формате, с приглашением к обсуждению всех желающих, а не только представителей профессионального сообщества.

Портфолио медалистов

Накануне биеннале ведущие архитекторы Петербурга стали гостями Балтийского медиацентра на Каменноостровском проспекте и вместе с журналистами Балтийской медиа-группы прошлись по «горячим точкам» зодчества Северной столицы.

С одной стороны, у наших архитекторов не счесть наград на общероссийских и международных конкурсах. Их проекты получают Гран-при, золотые медали и прочие знаки признания со стороны профессионального сообщества. Петербуржцы успешно проектируют для Афганистана и Казахстана. Можно говорить и о начавшейся экспансии петербургской архитектурной школы на просторы России.

— Мы возвращаемся к тем временам, когда Ленинград застраивал Сибирь и Север, — полагает Михаил Мамошин, вице-президент Санкт-Петербургского союза архитекторов. — Внимание к нам видим в Архангельске, в Новосибирске, в Нижнем Новгороде. В этих городах приветствуется наша северная сдержанность, способность предложить собственный язык регионализма.

Градошибки и бренды

Но нет пророка в своем отечестве. Во граде своем петербургские архитекторы — постоянная мишень для критических стрел. Вот и гость Балтийского медиацентра Юрий Земцов, автор печально известного «Стокманна» на Невском, общепризнанной градостроительной ошибки — ему постоянно приходится адвокатировать себя и своих коллег, утверждая, что современная архитектура не изменила облик города. Однозначно бестактным, вопиющим примером градошибки и он, и архитектор Мамошин называют бизнес-центр «Монблан» на Выборгской стороне. «Но «Монблан» был сделан не членом Союза архитекторов», — упреждает упреки в адрес питерских коллег Юрий Земцов.

— Бренд и феномен Петербурга сохранен. Наш феномен — это город, застывший перед войной, — считает Михаил Мамошин, имея в виду состояние города перед Второй мировой войной.

Архитекторы ссылаются на достижения во фрагментарной застройке центра, где они стараются максимально вписывать новые здания в исторический контекст.

Остоженки на месте стадионов

К примеру, жилой комплекс «Таврический» еще в 2006 году был отмечен как лучший проект России. В окружающую застройку максимально интегрирован комплекс в стиле северного модерна. Выполненный из дорогих материалов, с облицовкой итальянским порфиром, он известен в городе как «дом иностранных специалистов», в котором квартирует даже команда тренерского штаба Лучано Спаллетти. Проектировала комплекс мастерская Мамошина.

Островки роскоши и благополучия создаются и архитектурным бюро Юрия Земцова. Последний яркий пример — комплекс «Диадема» на Крестовском острове. Вдоль улицы, по иронии судьбы носящей название Депутатская, построено элитное малоэтажное жилье. Камерная обстановка, озелененные кровли над пентхаусами, единый зимний сад для всех жильцов...

— Но ведь прежде здесь были корты «Буревестника», была зона отдыха и спорта, — восклицает представитель комитета по градостроительству и архитектуре Виктор Полищук.

Он рассказывает, что недавно пришлось отбиваться от предложения застройщиков возвести жилье даже на месте стадиона у телебашни.

— По спорту у нас сооружений в 20 раз меньше, чем в городах Европы, где футбольные поля нарезаны как аэродромы. Там, где должны быть стадионы, бульвары, общественные пространства, мы сооружаем какие-то московские Остоженки — мертвые зоны с заборами и телекамерами по периметру.

Вспомним советскую власть

Вопрос вопросов: общая градостроительная политика властей.

— За истекшие 20 — 25 лет архитектурной свободы в городе появилось много удачных зданий в рамках этой свободы и новых технологий, — позитивно оценивает творческий потенциал своих коллег Анатолий Столярчук, автор крупных сетевых торговых комплексов в новых районах города. — Однако в городе начисто отсутствует градостроительная политика, нет четкого понимания развития территорий, которое было при советской власти.

Обширный перечень стадионов, застроенных жильем в последние 10 — 15 лет, — тому подтверждение. К тому же массовая жилищная застройка вообще не имеет отношения к зодчеству, и Северная столица прирастает «хрущевками, поставленными на попа», как уже давно окрестили местные архитекторы этот стиль, внедряемый безымянными мастеровыми из строительной индустрии.

Как видим, спорить и говорить есть о чем, слушать есть кого — и петербуржцев ждут к открытой дискуссии в течение всей недели биеннале.

Рекомендуем посетить кинопоказы, организованные в рамках биеннале Государственным музеем архитектуры им. Щусева:

— В четверг, 4 апреля, в 15.00 — фильм о модели непостроенного Большого Кремлевского дворца.

— В пятницу, 5 апреля, в 12.30 — фильм «Голландские берега», о притягательности современной архитектуры Нидерландов.

— В субботу, 6 апреля, в 17.30 — фильм «Застывшая музыка Лангбарда», посвященный автору выдающихся построек города коммунистической утопии: советского Минска. В 19.00 — фильм об архитекторе Левинсоне, авторе десятков «сталинских» проектов Ленинграда.

— В понедельник, 8 апреля, в 18.30 — исторические кинохроники строительства и реконструкции Москвы в 1930 — 1950-х годах: о строительстве Дома на набережной, нереализованном проекте дома «Съезда Советов» на месте храма Христа Спасителя и других.

 

Эскизы проектов предоставлены организаторами биеннале
↑ Наверх