Чему мертвые могут научить живых?
В Петербурге открылась выставка «Тело человека. Мертвые учат живых»
Все 500 объектов — это скелеты, мумифицированные и забальзамированные трупы. Организаторы заявили выставку как научно-познавательную. Мол, посетители могут познакомиться с анатомией человека, в буквальном смысле заглянуть под человеческую кожу, увидеть мышцы и сухожилия, также внутренние органы. И конечно, скелет. То есть все то, что обычно милосердно скрывает плоть. Как объяснили, этот эмбрион — с тяжелой патологией.
Можно, например, увидеть легкие курильщика. И зрелище это, поверьте, куда страшнее, чем «веселые картинки» на пачках сигарет.
А еще можно увидеть печень, пораженную циррозом, камни в желчном пузыре, искривленный позвоночник.
Еще один познавательный аспект выставки — искусство бальзамирования. Его основателями считаются жрецы Древнего Египта, которые готовили тела умерших фараонов к вечности.
Дизайн человеческой руки — совершенство.
Тело Владимира Ильича Ленина, которое выставлено на всеобщее обозрение в Мавзолее, — еще один пример этого искусства. Известно, что бальзамированием тела вождя мирового пролетариата занимался ученый-биохимик Борис Збарский совместно с Владимиром Воробьевым.
Посетителям нынешней выставки предлагают оценить новейшие технологии бальзамирования. Они разработаны коллективом ученых Военно-медицинской академии под руководством профессора Ивана Гайворонского. За технологии полимерного бальзамирования Гайворонский получил в 2006 году премию правительства России.
Все образцы, которые демонстрируются на выставке, были собраны Гайворонским. Как рассказывает профессор, при подготовке объекта из органов сначала удаляют жир и воду, а потом насыщают их силиконом.
Организатор и идеолог выставки «Тело человека» профессор Гайворонский утверждает, что преследовал исключительно образовательные цели: «Мы не делаем никакого шоу, мы не сажаем труп в позу шахматиста».
Вероятно, профессор имеет в виду скандальные выставки немецкого художника Гюнтера фон Хагенса, которого часто называют патологоанатомом от искусства и даже доктором Смерть. Материалом для творчества ему служат трупы, которые он предварительно насыщает активным пластиком для лучшей сохранности. Его ужасающие скульптуры как раз предстают в самых причудливых позах — изображают фигуристов, балетных танцовщиков, занимаются любовью, держат в руках собственную содранную кожу — совсем как несчастный Марсий, наказанный жестоким богом Аполлоном. Среди «шедевров» фон Хагенса есть и труп, который играет в шахматы.
Сиамские близнецы — два человека, запертые в одном теле.
Журналистам было интересно узнать, кто эти бедняги, которые и после смерти не обрели покоя? Организаторы объяснили, что часть объектов — тела бездомных, у которых не было родственников.
Кроме того, есть, оказывается, люди, которые завещают свои тела науке. Неужели их прельщает перспектива стать после смерти экспонатами выставки?
Известно, что художники эпохи Ренессанса тайком пробирались в морги, чтобы изучать анатомию. В XVI — XVII веках в западноевропейской живописи были распространены картины на тему анатомии. Одна из самых известных картин — «Урок анатомии доктора Тульпа» — написана величайшим голландским художником Рембрандтом в 1632 году.
Это групповой портрет амстердамской гильдии хирургов, которые запечатлены на открытом уроке доктора Николаса Тульпа в анатомическом театре. Доктор со своими коллегами собрались вокруг трупа Ариса Киндта — казненного преступника. Он не обрел покоя и после смерти — его тело передали в анатомический театр для публичной аутопсии.
За уроком могли наблюдать не только медики и студенты, но и горожане.
Казни тоже были публичными и собирали обычно толпы.
С тех пор медицина сильно продвинулась. А вот психология людей почти не изменилась. Кажется, что мы, живущие в XXI веке, мало чем отличаемся от тех, кто с жадным любопытством смотрел на казни и заполнял анатомические театры.
Можно, конечно, трактовать концепцию выставки «Тело человека» как стремление показать совершенство «дизайна» человеческого тела, сотворенного Богом. В 138-м псалме Давида есть такие строки: «…Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен».
Однако интерес, который испытывают посетители к экспонатам, не только научный. Многие из них ведут себя как дети, которые собрались вместе, чтобы послушать страшные сказки — им и жутко, и смешно. Можно заметить людей, особенно молодых, которые не могут удержаться от соблазна сделать экстремальное селфи и запечатлеть себя в обнимку со скелетом или на фоне мумифицированного трупа без кожи.
Селфи со скелетом.
Метки: Выставки Музейное дело
Важно: Правила перепоста материалов