Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Черные начинают, белые выигрывают

В бывших цехах солодовни — на территории лофта «RIZZORDI ART FOUNDATION» расположилась выставка современного искусства. В Петербурге новые выставки открываются едва ли не каждый день. В чем же суть, изюминка, фишка этой? А в том, что работы художников, выставленные здесь, выдержаны исключительно в черно-белой гамме. Почему же только черное и белое?

Дизайнерская группа «Нумен».

О дуализме
На этот вопрос вашему корреспонденту ответила куратор выставки Анна Шумилова:
— Наша сверхзадача — показать современное искусство зрителю в полном объеме, но, чтобы не получить совсем пеструю картину, мы решили ввести некий объединяющий мотив. Нами была выбрана черно-белая тематика, исходя из мысли об изначальном дуализме мира.

Природа вечна, жизнь мимолетна
Что ж, пора интегрировать европейскую культуру в свое сознание — и я встречаюсь с автором видеополотен Адриане Ваххольц. Разговор происходит на «эмоциональном английском». Можно считать, что только что был изобретен новый диалект.
— Идея так же проста, как исполнение, — рассказывает Адриане о своей работе. — Эти три панно представляют собой пластиковый пакет с нанесенным на него рисунком, натянутый на шестиугольную, как пчелиная сота, раму. Позади — проектор, передающий на «полотно» видеоряд. Месседж прост — природа вечна, а мы, люди, — всего лишь след босой ноги на песке океанского побережья.

— Но, простите, небеса в огне — это что-то вроде конца света, не так ли?..
— Это для человека — конец. Для природы — всего лишь очередной этап. Тем более человек, как и любое животное, боится огня. А в мире природы — это обычное явление. На протяжении нескольких месяцев я жила в Исландии, в маленьком городке с населением пятьсот человек. Никакой цивилизации в общепринятом значении слова — только природа. И вот тогда на меня и нахлынула мысль отразить вечность мира вокруг нас как константу и человечество — как переменную.

Изображая Бога
Психоделический «Гиперкуб» манит своим призрачным сиянием, он то искривляет пространство, то словно затягивает вас в бесконечные тоннели, шахты, у которых нет ни начала ни конца. Или есть?
Собственно, с одним из авторов иллюзиона, Кристофом Кетцлером, мы и обсудили особенности конструирования мироздания.
— Идея появилась, когда мы работали над декорациями к постановке «Инферно» Данте. Тогда нами была собрана система зеркал на сцене, которая создавала для зрителя иллюзию бесконечности, — поясняет Кристоф.

— К чему вы стремились, создавая эту работу?
— К созданию модели мироздания в трехмерном формате. В том, что вы видите, — в кубе — есть высота, ширина, глубина. В этой стеклянной коробке, как мне кажется, оживает принцип работы механизма Вселенной.

— Будете развивать идею или ожидать чего-то нового?
— Есть мысль собрать вариант этого куба, но таким образом, чтобы человек не заглядывал в него, а находился внутри. Предполагается модель три на три метра, переговоры уже ведутся, и не исключено, что монтироваться машина будет именно в России, в Петербурге.

В «узле противоречий»
В полумраке зала извивается белоснежная инсталляция Алексея Костромы, испускающая равномерное млечное сияние. Силуэт художника в драповом пальто в пол, с бокалом вина в руке, чернеет на ее фоне, словно залитый тушью.
 — Этот светлый проект — символ предчувствия, банально сказать, надежды. Но так или иначе, кто-то уже называет его узлом противоречий, кто-то — тоннелем в светлые миры, то есть полная свобода интерпретаций, — усмехается мастер.

— Напротив вашей работы — видеополотна, диктующие вечность природы и мимолетность существования человека, «Куб», открывающий пространственные коридоры…
— Перед вами — замкнутая полиспираль, лента Мёбиуса, и можно сказать, что здесь есть входы и выходы и они реально есть.

— Как же пришла идея?
— Крайне неожиданно. Я сидел в кафе, смотрел на Москву-реку, пил коктейль. У меня на столе оказалась масса коктейльных соломинок. Я просто соединил их в произвольном порядке, получилась эта извивающаяся форма, и я понял, что эту работу я хочу реализовать.

— А что планируете на ближайшее будущее?
— Сегодня ночью, например, уезжаю готовить проект для Сочи-2014. У меня есть идея гигантских цилиндров шестиметровой высоты, в которых мощно крутится торнадо из перьев.

— Хотелось бы на это посмотреть!.. — Мое воображение рисует картину, от которой захватывает дух.
— Да, мне тоже! — смеется мой тезка. — Сделаю, если на конкурсе победит не Церетели. Что ж (широким жестом художник поднимает бокал) — за современное искусство!
И я с ним абсолютно солидарен.

Алексей БЛАХНОВ
Фото предоставлено организаторами выставки
↑ Наверх