Черный сфинкс Петербург
До 18 октября в галерее «Матисс Клуб» — выставка Гафура Мендагaлиева «Пророчества Гафура»
Гафур Мендагалиев родом из Астраханской области, но уже почти тридцать лет — художник ленинградский — петербургский.
«Полет над черным квадратом»
(к 75-летию со дня смерти К. Малевича). 2009.
Художник входит в группу «Кочевье», творческий метод которой вырос из кубизма, русского авангарда и живописи Петрова-Водкина. Смысл названия — художники свободны, не привязаны к конкретному месту. «Кочевники» — Александр Кондратьев, Александр Голомазов, Виктор Куприянов, Сергей Касьянов, Сергей Сажин, Вера Федорова, Елена Кондратьева и другие — изображают и дикую природу, и городские улицы.
В творчестве Гафура Мендагалиева темы дикости и города соединяются, но главная тема — все-таки город, причем, по замечанию известного коллекционера Николая Благодатова, у художника есть несколько любимых «мест-тем», которые он бесконечно обыгрывает. Это набережные с линией домов (практически во всех композициях присутствует вода), мосты и особенно — сфинксы.
Сфинксы у Мендагалиева — живые: они провожают взглядом прохожих и их собак, ловят рыбу… Да и людей ловят — подкарауливают и закрывают лапами глаза: «Угадай кто?» — и неизвестно, чем это для зазевавшегося прохожего кончится.
И все это — на фоне огромного неба и не менее огромного водного пространства (линией горизонта часто служит линия домов на набережных). Небеса у художника почти всегда обитаемы: в них летают либо ангелы, прижав к груди какой-нибудь питерский храм, либо рыбы с распоротым брюхом — в дыру проглядывают деревянные корабельные конструкции.
«Без названия». 1994.
«Я — восточный человек, поэтому цветовая яркость сидит у меня на уровне подсознания, а может быть, даже на уровне генетического кода», — говорит художник. Голубой и серый у него всегда соседствуют с красным или желтым: на шею женщины-сфинкса он повязывает красный шарф, который развевается на ветру вместе с ее золотыми волосами («Страж Невы»).
Среди персонажей художника есть и домашние животные, и им в созданном Мендагалиевым мире гораздо уютнее, чем людям: коты запросто дружат со сфинксами, и вообще — «домашность» собак и котов весьма условная, они как раз ближе к дикому, природному и явно сильнее людей.
Открывая выставку, директор галереи «Матисс Клуб» Юлия Бородина назвала город, созданный художником, «Петербург брутальный», а Николай Благодатов добавил: «Гафур сдирает шкуру с города. Пророчества его мрачные, он — человек искренний».