Газета выходит с октября 1917 года Monday 22 июля 2024

Черный след бен Ладена еще не смыт

Об американской трагедии напомнит архивный сайт

11 сентября 2001 года, когда в нью-йоркские башни-близнецы и в здание Пентагона в Вашингтоне врезались три самолета, управляемые террористами, а четвертый разбился в штате Пенсильвания, Америка и вместе с ней весь мир вспоминают каждый год. Без преувеличения можно сказать, что это была одна из самых масштабных катастроф в США, жертвами которой стали около 3 тысяч человек.

Лишь спустя 10 лет заказчика терактов — Усаму бен Ладена — нашли и ликвидировали в Пакистане американские «морские котики», а двумя годами ранее президент Обама подписал акт об именовании 11 сентября национальным днем памяти и служения Отечеству.

Сейчас, к 10-летней годовщине терактов, на месте Всемирного торгового центра в Нью-Йорке уже построен один из шести запланированных небоскребов, рядом с ним в скором времени появится и музей «11 сентября».

А калифорнийская организация «The Internet Archive» запустила архивный сайт — на нем вся информация об атаке на Всемирный торговый центр и здание Пентагона в Вашингтоне. На сайте собрано в общей сложности свыше 3 тысяч часов эфирных записей, причем трансляции начинаются в 8 утра — за 46 минут до того, как первый самолет врезался в северную башню Всемирного торгового центра, — а заканчиваются спустя несколько дней после трагедии.

В России тоже откликнулись на американскую трагедию десятилетней давности: в Екатеринбурге подготовлена выставка «Это не должно повториться!». Среди экспонатов — периодические издания с подробной хронологией событий, документальные фильмы…

Так как же изменился мир после 11 сентября 2001 года? Чему учит трагедия в США? На эти вопросы отвечает доцент факультета международных отношений СПбГУ кандидат исторических наук Станислав Ткаченко.

— Станислав Леонидович, где застала вас печальная дата 11.09.01?
— Я не был в Штатах 11 сентября 2001 года, но хорошо помню этот день. У нас на факультете выступал военный атташе посольства США. Он рассказал о том, как американцы разоружаются, и в доказательство показывал какую-то «железку» — часть континентальной ракеты… Сразу после встречи ему позвонили, он переменился в лице и буквально бегом бежал от факультета на площадь, где его ждала машина… Больше я его в России никогда не видел. Атташе не сообщил причину своего спешного ухода — это не в традициях американской дипломатии, но, заглянув в Интернет, я понял, что заставило его так быстро покинуть Университет.

— Насколько сильно встряхнула трагедия американцев?
— Сентябрьские события повлияли на разные стороны жизни США и всего мира. Если говорить только об Америке, самое главное — это то, что американцы перестали чувствовать себя в безопасности. Их политика в XX веке строилась на том, что они могут вмешиваться в дела других государств, могут не вмешиваться, но в любом случае им самим ничего не грозит. После 11 сентября такой уверенности у них уже нет: с точки зрения безопасности их политика стала более осторожной и более консервативной, кроме того, они законодательно ограничили очень многие свободы. Если вы летали в Америку, то знаете, что американские аэропорты самые жесткие по части мер безопасности, — при досмотре пассажиров дело доходит до таких глупостей, просто поражаешься… Однако американцы все делают настолько серьезно, что понимаешь: они по-прежнему живут в духе 11 сентября.

— Тем не менее влияние США на остальной мир стало ослабевать…
— Если говорить о делах глобальных, то после 11 сентября 2001 года начинается не очень быстрый, но для экспертов совершенно очевидный процесс: снижение влияния США в мире — и в политике, и в экономике. 10 лет назад Штаты были более мощным государством: они могли себе позволить действовать самостоятельно, могли игнорировать любые другие государства. После 11 сентября США, пытаясь вести такую политику в Ираке, обожглись, и с тех пор американцы либо создают коалицию заинтересованных государств, как это было в Ливии, либо разводят руками и ничего не делают, как это было в Грузии в 2008 году, когда они хотели помешать нам оказать помощь Южной Осетии, но не смогли…

— Но надо отдать им должное — они все-таки нашли, обезвредили и казнили «террориста номер один»…
— Для США это убийство было во многом ритуальным. Даже если бен Ладен после 11 сентября ничего бы и не делал, Соединенные Штаты все равно хотели его уничтожить, чтобы показать всем другим, родственникам жертв: они отомщены, кровь за кровь, глаз за глаз. Не думаю, что они с этим специально подгадали к десятилетней годовщине или к выборам: за бен Ладена борьба шла долго и упорно. Он прятался, и тот факт, что его все-таки убили, говорит о том, что они действительно хотели отомстить.

— Станислав Леонидович, какие выводы можно сделать за прошедшие после трагедии 10 лет?
— Во-первых, зло или угрозы нужно стараться купировать, если не удалось уничтожить в зародыше… О бен Ладене говорили многие годы. Россия предупреждала американцев о том, что террорист очень опасен, но он нужен был США, чтобы вышвырнуть нас из Афганистана, а потом ударил и их самих.

Во-вторых, в деле борьбы с терроризмом необходимо международное сотрудничество. То есть все террористы по определению должны стать маргиналами в кругу суверенных государств, которые не должны ни поддерживать их, ни общаться с ними. В этом смысле Россия, наверное, лучше других это понимает. Об этом в бесланской речи сказал и Владимир Путин, заявивший, что «мы никогда не будем говорить с террористами». Потому что эти ребята не просто стреляют, а хотят за свою стрельбу получить какие-то политические дивиденды. Американцы долго надеялись, что с террористами можно договориться, но Россия со времен Басаева и Беслана поняла, что это совершенно бесполезно. Это настоящая война — здесь нужно мобилизовать все ресурсы и вести войну до победного конца.

— А возможна полная победа над терроризмом или все-таки будут встречаться террористы-одиночки наподобие норвежца Брейвика?
— Сумасшедшие террористы-одиночки будут всегда, но мы говорим о терроризме как о политической системе, которая пытается влиять на отношения между государствами. Думаю, в свете развития технологий, угрозы современным государствам изменятся по своей природе, но бороться с терроризмом можно и нужно.

Беседовала Людмила КЛУШИНА
↑ Наверх