Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Четыре четверти пути

В Большом театре кукол наконец выпускают премьеру спектакля, который потребовал года работы. Отрывки из «Высоцкого» Руслана Кудашова были показаны еще на прошлом Володинском фестивале в феврале

И вот теперь, 25 января, в день 77-летия поэта, который кончил жизнь трагически и в точный срок, зритель впервые увидит спектакль «Высоцкий. Requiem» целиком: в 19.00 на Малой сцене БТК. Спектакль маркирован 18+, поскольку в песнях В. С. Высоцкого закодированы эмоции, требующие определенной зрелости ума и души. Они — все до единой, даже глубоко лирические — рвутся из сил и из всех сухожилий.

Сцена из спектакля «Высоцкий. Requiem».

Спектакль по песням Высоцкого — второй в задуманной Русланом Кудашовым и его учениками трилогии о русских поэтах прошлого столетия. За три года, которые прошли с тех пор, когда был выпущен первый из трех задуманных спектаклей — «Башлачев. Человек поющий», — вчерашние студенты, в нем игравшие, превратились в уверенных профи. Финальным испытанием молодых актеров на прочность станет их работа под названием «Бродский». Довольно мучительно сознавать, что всем троим названным поэтам не нашлось места в родной стране. Советская родина выталкивала их за свои пределы и совершенно очевидно преуспела в этом. Ушел каждый из них своей трагической дорогой. И то, что в их возвращении участвуют люди, взрослевшие после их ухода, обнадеживает. 

Курс Руслана Кудашова, созданный им для обновления труппы БТК, набирает обороты: они ворвались отважной гурьбой, с такими спектаклями, в которых менее талантливые артисты могли и «потеряться», раствориться в хоре, прекрасном только лишь как целое. Но даже в студенческих работах каждый был на виду. Не говоря уже о спектакле «Башлачев. Человек поющий», где соло получил каждый. Спектакль до сих пор остается в репертуаре, и желающие могут убедиться, с какой отдачей и с каким достоевским надрывом создают сегодняшние молодые люди не портрет Саши Башлачева, а образ его жизни над пропастью, на грани фола, на пределе невозможной искренности. Даже если речь идет о повседневных историях, катастрофически неприглядных, начинающие актеры (вслед за Башлачевым) находят поворот, который вдруг дает убогому современнику право на трагедию — ну или, как вариант, на мучительное, но настоящее счастье. 

В спектакле «Высоцкий» на арене, в которую превратится пространство для игры между двух маленьких зрительских трибун, столкнутся мужской и женский хоры. Действие начнется с похорон, а за ними последует обряд воскрешения поэта в простых, но невероятно энергоемких текстах, исполненных под блатные аккорды.

↑ Наверх