Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 24 апреля 2024

Чиновники лучше родителей знают, какая обувь нужна их детям

Общественность усмотрела в действиях регионального отделения ФСС признаки коррупции

Положенную компенсацию фонд не выплачивает
Наталья Шведовченко, мама ребенка-инвалида, показывает детские зимние сапожки, которые изготовила для ее сына фирма «ОРТО-С».
— Ждали, пока их изготовят, четыре месяца, а когда получили, то увидели, что носить сапоги нельзя, они оказалась с браком, — рассказывает она.
Между тем только «ОРТО-С» и еще «Фабрика ортопедической обуви» прошли квалификационный отбор и смогли заключить госконтракт с Санкт-Петербургским отделением Фонда социального страхования (ФСС) на производство ортопедической обуви. В эти две фирмы из фонда и направляют всех, кто в ней нуждается. В то же время в городе работает около шестидесяти предприятий, производящих ортопедическую обувь.

— Мне удобнее не ехать на другой конец города в фирму «ОРТО-С», а приобрести ботинки для ребенка в специализированном магазине недалеко от дома, — рассказывает Оксана Макарова. — Но в этом случае возникают трудности с получением компенсации, которая положена государством. Сейчас у меня скопилось уже несколько чеков, которые фонд мне не оплачивает.

Надо пояснить, что по закону ежегодно на каждого ребенка-инвалида государством выделяется 20 тысяч рублей на покупку ортопедической обуви. Если родители в состоянии сами купить обувь на свои деньги, то потраченная сумма должна им возмещаться, если же у них нет денег, то они обращаются в ФСС, и там им дают направление в те самые два предприятия, которые прошли квалификационный отбор.
Именно с ними вот уже много лет фонд заключает госконтракты.

— Мы обеспечиваем детей строго по программе индивидуальной реабилитации. У нас в городе сложную обувь изготавливают только два предприятия, малосложную можете покупать где хотите, — заявляет заместитель управляющего региональным отделением ФСС Александр Образцов.

 

Чиновники лоббируют интересы двух компаний
Однако, по словам генерального директора одной из компаний: производителей Бориса Липнера, в городе не менее пяти фирм выпускают сложную ортопедическую обувь. Он считает, что руководители отделения ФСС искусственно ограничивают круг предприятий, в которых родители могут приобрести специальную обувь для детей-инвалидов, и  лоббируют интересы двух частных компаний.

По мнению Липнера, чиновники Фонда социального страхования нарушают приказ Минздравсоцразвития № 823, который не предусматривает жесткой процедуры по отбору производителей, вынуждая родителей покупать обувь только в двух фирмах. В этом и производители ортопедической обуви, и родители усматривают признаки коррупции.

— Родители жалуются нам на качество обуви, произведенной в этих фирмах, и на огромные очереди, из-за которых необходимо ждать заказа 3 — 4 месяца. За это время ребенок уже вырастает. Плюс к этому монополия влияет и на цену в сторону ее увеличения. Сейчас сапоги, которые можно приобрести в других компаниях за 2,5 тысячи рублей, в означенных фирмах стоят 3,5 — 4 тысячи, — отмечает Липнер.

В свою очередь чиновники из Санкт-Петербургского отделения ФСС обвиняют ортопедические компании в том, что те не участвуют в государственных квалификационных конкурсах.

Представитель комитета по социальной политике Александр Черюканов заявил, что ФСС предъявляет ко всем конкурсантам определенные требования, которым отвечают только две фирмы.

— Никто не запрещает остальным компаниям подавать документы и участвовать в отборах, но они почему-то этого не делают. В нашей стране кластер ортопедических изделий в принципе недостаточен, — утверждает Черюканов.

На это представители ортопедических компаний отвечают, что они неоднократно пытались участвовать в конкурсах, но технические условия, которые предъявляются к участникам, написаны, по их словам, под конкретные фирмы, так что остальные еще на этапе подачи документов отсеиваются.


Родители хотят сами решать, где покупать обувь детям
Таким образом, выходит, что чиновники лучше знают, какая обувь нужна больным детям, чем их родители. При этом руководители петербургского отделения фонда ссылаются на то, что по правилам  инвалидам требуется обувь индивидуального пошива. Однако сами родители считают, что многим детям было бы удобнее носить качественные серийные ботинки.

Их поддерживает и врач-ортопед Алексей Горшков:
— Большинство детей могут подобрать себе обувь в магазине, она вполне соответствует всем требованиям, которые предъявляются к таким изделиям, — считает он.
Что касается компенсации родителям, которые приносят чеки из других фирм, то представители фонда признались, что слышат о подобных фактах впервые, и пообещали, что будут разбираться с каждым конкретным случаем. По словам чиновников, родители должны принести в ФСС заявление на компенсацию, кассовый чек и индивидуальную программу реабилитации ребенка. Однако на деле этот набор официальных бумаг компенсацию не гарантирует.

По мнению и производителей, и родителей, выходом из сложившейся ситуации было бы зачисление денежных средств на специальные карты детей-инвалидов. Тогда родители могли бы самостоятельно выбирать подходящую им фирму по изготовлению обуви и отчитываться чеками за истраченные суммы перед фондом. Чиновники на это отвечают, что законом такое не предусмотрено. Но законы пишут люди. А те же чиновники, наделенные властью, могут инициировать внесение изменений в закон, если он устарел и не соответствует современным реалиям.  Родители между тем отступать не собираются. Они намерены обратиться в суд и добиться права покупать обувь там, где захотят.

Светлана ЯКОВЛЕВА, рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА
↑ Наверх