Газета выходит с октября 1917 года Thursday 4 июля 2024

Чистого Невского — два года не видать

Архитектурно-художественный регламент главной магистрали города заработает только в 2014 году

Еще летом 2010 года «ВП» порадовал своих читателей: вскоре Невский проспект избавится от хаоса рекламы. Город принял архитектурно-художественный регламент своей «визитной карточки». Полностью исчезнет реклама на крышах, искажающая невскую перспективу. Фасады предстанут в своей исторической элегантности — вывески выше окон первого этажа не поднимутся. Причем только горизонтальные. Значит, исчезнут пестро-разноцветные флаги консолей, тянущиеся до самых крыш. К единому знаменателю будут приведены и вывески, и рекламные тумбы, и тенты, и будки стражей порядка, а также скамейки, урны, киоски и фонари. Упорядочение малых форм усилится их единоцветием — все 4,5 километра от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры предстанут в багровом монохроме.

Под занавес 2011 года Совет по сохранению культурного наследия города устроил ревизию нововведения и развел руками: регламент забуксовал. Рекламы на Невском меньше не стало, под ней не видно ни фасадов, ни даже номерных знаков домов, которые по прихоти жилищного комитета Смольного приобрели теперь самый неприметный вид. Традиционными для Петербурга были подсвеченные рельефные знаки, обращенные в обе стороны, — теперь это таблички, не читаемые с дороги.

— Нынешние синие знаки совершенно безликие, — отметил и новый глава КГИОП Александр Макаров. — Нормальные были старые. А тут как при Павле Первом — взялись менять форму екатерининских времен. Зачем?

Вопрос освоения миллионов рублей на эту прихоть — к жилищному комитету. Верно, у него образовались излишки от экономной уборки крыш. Теперь отцам города придется ломать голову над тем, как выудить новые средства из карманов налогоплательщиков на исправление чудачеств их предшественников.

А что касается запруженности Невского рекламой — этот вопрос, оказывается, к комитету Смольного по печати. Комитет по градостроительству и архитектуре принимал одни постановления — комитет по печати другие, это он заключал договоры аренды с рекламодателями. И теперь новый регламент не заработает в полную силу, пока не истечет срок последнего договора на рекламу на Невском, заключенного этим ведомством. А это произойдет только в 2014 году, сообщает комитет по градостроительству и архитектуре.

— Наши активисты прошлись по Невскому проспекту и посмотрели, как реализуется регламент, — рассказала членам Совета по сохранению культурного наследия Юлия Минутина, координатор движения «Живой город», также входящая в совет. — Фото присылали нам и жители города.

Претензии у жителей не только к рекламе, порой закрывающей виды фасадов до самой крыши, но и к ее этической неуместности.

— На площади Восстания надпись «Город-герой Ленинград» соседствует с угла фасада с рекламой банка. Это не только нарушение симметрии здания. Это еще и неуважение к статусу города, — говорит Юлия Минутина.

Пафос надписи «Город-герой Ленинград» снижен, да и лампочки горят вразнобой.

— Эта надпись вообще должна быть монументальной, а не состоять из каких-то лампочек, — высказал свое мнение Михаил Мильчик, заместитель председателя совета, замдиректора института «Спецпроектреставрация».
Действительно, только мы в «ВП» в этом декабре рассказали, как замечательно сохраняют надпись частные владельцы гостиницы «Октябрьская» и госпредприятие «Ленсвет», как на прошлой неделе она начала гореть вразнобой — одни буквы ярче, другие бледнее, и цвет их переливами — от желтого до перегорающего лилового. Свет, верим, наладят. А вот соседство рекламы финансовых услуг — останется.
Еще одна подмеченная активистами «Живого города» неуместность — эротическая реклама на Невском. Заметим, на нее указали не застарелые в смысле возраста ханжи, а молодые люди. Молодежь много путешествует, знакома с тем, как устроены подобные вещи в городах Европы. Так вот: нигде «желтые кварталы» и крылечки «красных фонарей» не размещают на центральных, фешенебельных магистралях и бульварах. А у нас на Невском и споткнешься о щит-раскладушку с рекламой интим-товаров, и взглядом упрешься в бегущую световую строку «массаж эротик».

Реклама секс-индустрии вряд ли уместна на фешенебельной магистрали.

— Надо ввести ограничения на содержание рекламных и информационных плакатов, — предлагает Юлия Леонидовна.

И пока общественность разбирается, кто же за что на Невском отвечает, сами чиновники подсказывают: проблема «у семи нянек дитя без глазу» возникла и оттого, что в городе уже два года нет главного художника. Должность этого авторитетного лица, возвышающего голос против антихудожественного беспорядка, явочным порядком упразднили еще в 2009 году. Последним главным художником был Георгий Шереметьев. Он покинул свой пост добровольно, а конкурс на заполнение вакансии далее объявлять не стали. И служба главного художника, таким образом, зачахла.

Вывески закрывают фасады до самой крыши.

Только сейчас, со сменой власти в Смольном и в том числе в КГИОП, Совет по сохранению культурного наследия вывел это обстоятельство на повестку дня. Неспешная деликатность нашей общественности подсказывается, видимо, самим статусом совета — он орган при правительстве города. Нынче совет рекомендует правительству восстановить должность главного художника.

Алла РЕПИНА, фото автора
↑ Наверх