Чижик попал под амнистию
Нелегальные памятники, появившиеся в городе до 2016 года, останутся на своих местах
На днях комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) сообщил, что памятники, установленные в Петербурге без разрешения властей, будут демонтировать. Новость взбудоражила весь город.
— Что будет со скульптурами Чижика, кошки Василисы, Зайчика? Они ведь бесхозные! Неужели их тоже уберут? — спрашивали «Вечёрку» читатели.
В конце концов председатель КГА, главный архитектор города Владимир Григорьев, собрал журналистов и объяснил, почему за Чижика не стоит беспокоиться и какую пользу принесет Петербургу демонтаж нелегальных памятников. Милые сердцу петербуржцев Ангел в Измайловском саду и Чижик на Фонтанке никуда не денутся.
Первым делом Владимир Григорьев заявил, что Чижика на Фонтанке, Зайчика у Петропавловской крепости, кошку Василису и кота Елисея на Малой Садовой к числу памятников город не относит. Оказывается, чиновники их даже малыми скульптурами не считают.
— Это просто объекты благоустройства, — сказал глава КГА. — Они в сферу внимания КГА не входят. Никто не собирается их демонтировать.
С одной стороны, это хорошая новость — что демонтировать не будут. С другой — как-то обидно получается! Для горожан и туристов это ведь как раз самые что ни на есть памятники. Люди приходят на них посмотреть, кидают монетки на счастье, экскурсоводы рассказывают истории про маленькие символы Петербурга. А когда в прошлом году кошка Василиса пропала, за ее судьбу переживала вся страна. Но для чиновников она — всего лишь объект благоустройства. Как урна или скамейка. Неужели настолько по-разному мы смотрим на город? Читатели могут возразить: как говорится, хоть горшком назови, только в печь не сажай. Главное, что Василиса и компания — в безопасности. Но, как вскоре выяснилось, если бы «нелегальные» скульптуры были признаны именно скульптурами, а не объектами благоустройства, их все равно не стали бы демонтировать.
Новый порядок, по которому установка незарегистрированных памятников в Петербурге станет невозможной, начнет действовать с января 2016 года, сообщил Владимир Григорьев. С этого дня все монументы, появляющиеся на городской земле без разрешения, будут демонтировать. Сейчас разрабатываются нормативно-правовые акты, которыми определят, кто этим должен заниматься. Скорее всего, в числе исполнителей будут районные администрации.
Глава комитета подчеркнул, что на нелегальные памятники, которые уже установлены или появятся до вступления новой нормы в силу, требование о демонтаже не распространяется. То есть такие трогать пока не будут. Хотя, добавил главный архитектор, возможно, спустя какое-то время и на них придется «критически взглянуть». И можно не сомневаться, что самым неудачным монументам-нелегалам устоять под этим взглядом будет нелегко.
В числе подобных работ, например, памятник Николаю II и императрице Александре рядом с храмом Воскресения Христова на Обводном канале, считает глава КГА. Деньги на этот памятник собирали всем миром, но установили без разрешения. По словам главного архитектора, проект такого монумента не смог бы получить согласования — в нем нет никакой художественной ценности, работа откровенно слабая и Петербурга недостойна. Другие примеры монументальной безвкусицы — памятник Репину в «Пенатах», установленный почему-то даже без постамента, Петру Великому и сестрам в Сестрорецке, на Приморском шоссе.
— На взгляд специалистов комитета, такое можно поставить на собственном садовом участке, но никак не на городской земле, — говорит Владимир Григорьев. — И если жители города будут обращаться в свои районные администрации с требованием о сносе, эти нелегальные памятники будут демонтированы, хотя и появились до вступления нового порядка в силу.
Сколько всего в Петербурге памятников-нелегалов, в КГА сказать не могут — у комитета нет надзорной функции. А появляются они, как нетрудно догадаться, по одной простой причине — потому что получить разрешение на установку сложно: требования высоки. Большинство проектов отклоняют раз и навсегда, а остальные авторам приходится переделывать. Процесс согласования может длиться пол-года и больше. Инициаторы и спонсоры изготовления памятника прекрасно понимают: во-первых, в праве на установку могут отказать, а во-вторых, если поставить скульптуру самовольно, за это ничего не будет. Снос законом до сих пор не был предусмотрен. Максимум, что грозит самовольным установщикам, — это административный штраф. Новый порядок, который сейчас разрабатывается в КГА, позволит эту лавочку прикрыть.
Кроме того, в комитете хотят раз и навсегда определиться, кому и где можно ставить памятники.
— Сейчас в комитете уже лежит сразу несколько ходатайств от совершенно разных людей с просьбой установить памятники адмиралу Ушакову, — говорит Владимир Григорьев. — И все называют разные места, в которых, по мнению инициаторов, эти памятники должны стоять. Вместе с тем до сих пор не увековечена память многих выдающихся деятелей, имена которых связаны с Петербургом. Мы хотим создать список таких людей и определить места, в которых могли бы появиться посвященные им монументы.
Списки обещают опубликовать в Интернете, чтобы горожане смогли высказать свое мнение о предложениях чиновников. И конечно, очень хорошо, что на улицах Петербурга будет появляться больше достойных памятников и что вообще в этой сфере будет больше порядка.
Но до справедливости все равно еще далеко. Вряд ли она наступит, пока котов с Малой Садовой, Зайца с Чижиком и других обожаемых петербуржцами маленьких «нелегалов» не перестанут ставить в один ряд со скамейками и урнами и не узаконят как равноправных членов петербургского семейства монументов.
Метки: Скульптура Благоустройство Про Петербург
Важно: Правила перепоста материалов