Чрезвычайный и полномочный посол Южной Осетии в России Дмитрий Медов: Не тормошите Кавказ!
26 августа — День признания независимости республики Южная Осетия
В каждом новом августе Россия отмечает чаще всего печальную годовщину событий предыдущего. На этот раз — трагедии в Южной Осетии. Год назад в новейшей мировой истории появилась новая глава, кульминационной точкой которой стало появление двух новых стран. На весь мир, хотел он того или нет, тиражировались слова «президент», «республика», «независимость». Официально большинство стран не признали государства, которым в конце августа исполняется год. Официально. Но международные отношения — особая статья, от начала до конца написанная между строк, среди которых есть утверждение, что иногда хвост виляет собакой.
ПЕРЕКВАЛИФИЦИРОВАЛСЯ В ПОЛИТИКИ
Корреспондент «Вечернего Петербурга» не мог отказаться от возможности поговорить с чрезвычайным и полномочным послом Южной Осетии в России Дмитрием Медоевым. Дипломат пригласил журналиста в кабинет и усадил рядом со своим рабочим столом.
— Дмитрий Николаевич, вы долгие годы занимались наукой. Как стали политиком?
— Да, я учился в нашем Юго-Осетинском государственном университете на историко-филологическом факультете, закончил аспирантуру по специальности «археология».
И с удовольствием бы копался в древностях и дальше. Да и сейчас постоянно листаю археологические сборники РАН. Древности притягивают. Давно мечтаю изучить отдел кобанской (центральнокавказская археологическая культура бронзового — железного веков, названная по осетинскому селению Верхний Кобан. — Авт.) бронзы в Эрмитаже. И обязательно изучу. Но не сейчас.
В определенные времена мужчина должен делать выбор. Я не мог копаться в артефактах, предчувствуя грядущие события в конце 90-х годов. Время заставило переквалифицироваться. Поэтому окончил Дипломатическую академию МИД России, защитил диссертацию и стал кандидатом политических наук. Это тоже наука, очень интересная. Изучал политологию, международное право, государственное строительство. Пришлось стать практиком. А багаж знаний пригодился, когда участвовал в национально-освободительном движении, когда был депутатом парламента Южной Осетии первого созыва, министром иностранных дел... Потом захлопнул дверь кабинета — и открыл новую страницу своей жизни.
В 2003 году назначен полномочным представителем Южной Осетии в России, а с января 2009-го стал чрезвычайным и полномочным послом своей страны в России. Кстати, в этом году исполняется 260 лет со дня первого Посольства Осетии в Санкт-Петербурге. Это знаменательная дата для обеих стран. Тогда наши послы были приняты на высочайшем уровне — самой Елизаветой Петровной, так же как и в 2009 году нас принимали в Кремле во время вручения президенту России Дмитрию Медведеву верительной грамоты.
В ДИПЛОМАТИИ СВОИ ПРАВИЛА
— Есть разница между работой полпреда и работой посла?
— Конечно, суть непосредственно в появлении посольства. Это значит, что во взаимоотношениях с Россией мы вышли на новый уровень. Увеличилась нагрузка, возросла ответственность и перед своим народом, и перед Россией — страной, признавшей нашу независимость. Постоянно получаю приглашения из МИД РФ, встречаюсь с другими послами на равных.
— Так ли уж на равных? Другие-то страны, кроме Никарагуа, Республику Южную Осетию не признали…
— Вы не понимаете. Они находятся в стране, которая нас признала.
— Неужели ни разу не встречали завуалированного пренебрежения, например от посла США?
— Опять все не так... Дипломатический мир живет другой жизнью. В нем свои правила игры. Американские дипломаты точно такие же, как все, они так же читали Камбона или Макиавелли. Однако в каждой стране своя специфика.
«ЧЕЛОВЯК БЯ ДОМОВИТ»
— А свободное время у вас бывает? Как предпочитаете его проводить?
— Очень мало. Провожу его обычно с семьей и с друзьями. Но чаще и в свободное время работаю. Читать, ходить по театрам почти не успеваю. Вспоминаю увиденное или прочитанное, например, Хемингуэя, Зощенко, О. Генри. Но всегда выкраиваю время, чтобы перечитать осетинскую классику. Люблю слушать осетинские народные песни, особенно героические, в них столько духа, энергии. Они дают отличный заряд — хватает надолго.
— Насколько я знаю, по первому образованию вы должны были изучать церковнославянский язык. Это знание вам в жизни пригодилось?
— Изучал. Некоторые тексты до сих пор помню наизусть: «Человяк бя домовит, иже насоди виноград, и ополотом его огороди, и ископа в нем точило, и насоди стылп...» Любой древний текст интересен. Слова и фразы многозначны и вечны. У этого текста есть вполне четкие толкования, не выходящие за рамки той эпохи, той земли. Но когда я размышляю о нем, мне хочется думать об Осетии и ее предстоящей истории.
Церковнославянский позволяет мне без проблем понимать церковную службу в храмах России, Болгарии, Сербии.
— Расскажите немного о какой-нибудь из осетинских традиций.
— Вы знаете, как у нас испокон веков начинаются застолья?
— Нет.
— Во-первых, к столу осетины относятся очень уважительно. Мы никогда не позволим себе курить за столом, стучать по столу, а тем более танцевать на столе. Это оскорбление. Застолье для нас — почти священное действо. Его никогда не возглавит тамада. Только старейшина. И вообще слово «тост» на осетинском звучит «кувд» — молитва. И каким бы ни был повод собраться — именины ли, свадьба, — первый тост — старейшина читает молитву Богу, текст которой — почти точное повторение «Отче наш». Второй тост — молитва Святому Георгию, третий тост — всем святым. Потом уже мы можем поднимать бокалы за виновников торжества. Но последним тостом опять будет молитва — архангелам Михаилу и Гавриилу, ну а встанем из-за стола — прочтем молитву святому Георгию — Уастырджи — покровителю мужчин, путников и воинов!
НЕ ВАМ В ЭТОМ КЛУБКЕ РАЗБИРАТЬСЯ
— Тогда, опираясь на мудрость своего народа, скажите, почему на Кавказе веками неспокойно?
— Кавказ — сложная страна. Это не только страна гор, но гора культур, народов и языков — тюркской группы, иберо-кавказской, индоевропейской, и у каждого народа своя история. Два народа, живущих по соседству, отличаются как китайцы и африканцы. Это сложный клубок географических, ментальных и физических границ. Лучше все это не трогать и не тормошить. Не вам в этом клубке разбираться.
— Простите. Вернемся к дипломатии. Вы — первый и пока единственный в мире посол Южной Осетии. Какие задачи сейчас перед собой ставите?
— Первый — и не дай бог, последний! Главная задача — насадить посольство, заложить основы для полноценного функционирования нашего диппредставительства.
— В Осетии замечательный климат. Когда уже туристы смогут приезжать к вам отдыхать и лечиться?
— Вы абсолютно правы — климат в Осетии не просто замечательный, он лечебный. В советские времена к нам ездили астматики, люди, страдающие желудочно-кишечными заболеваниями. Ведь Южная Осетия — это страна лечебных минеральных вод. Только изученных и описанных видов — более 250! Когда начнут ездить туристы — не скажу. Но уверен, настанет время, и мы восстановим свой рекреационный потенциал. А вот в гости — всегда пожалуйста, милости просим хоть сейчас. Всех поселим и разместим.
Досье
Медоев Дмитрий Николаевич, чрезвычайный и полномочный посол Республики Южная Осетия в РФ. Родился в городе Сталинире, ныне Цхинвал, 15 мая 1960 года. В 1982 году окончил историко-филологический факультет Юго-Осетинского государственного университета, далее продолжил обучение в аспирантуре по специальности «археология и древняя история Кавказа». Выпускник Дипломатической академии МИД РФ. Имеет ученую степень кандидата политических наук.
Кавалер орденов «Честь и слава» 3-й степени (Абхазия), «За заслуги» (Приднестровская Молдавская Республика), «Честь и мужество» и «За заслуги» с мечами (Россия).
Владеет английским, персидским и грузинским языками.
Женат. Имеет двоих сыновей.