Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Что делать с могилой №20?

Главное воинское захоронение Ленинградской области спрятано под стадионом

Стало известно точное расположение 22 братских могил, в которых похоронены 12,5 тысячи человек — практически все погибшие в ходе операции «Искра», закончившейся прорывом блокады. Получить эти данные помогла уникальная карта 1943 года, хранившаяся в фондах Государственного музея «Невский пятачок». 

Благодаря этому документу мы узнали о главном воинском кладбище Ленинградской области — могиле №20, в которой похоронены 6,5 тысячи военнослужащих. Она спрятана под стадионом города Кировска. Власти многие годы игнорировали существование этого списка. Так удобнее. Например, на месте могилы №17 во Всеволожском районе планируется строительство. 

Корреспондент «ВП» задал несколько вопросов главе экспертного совета Информационно-аналитического центра «Помним всех поименно» Александру Несмеянову.

— Александр, вы изучили эту карту. Значит, теперь можно провести все мероприятия по увековечению памяти всех погибших во время операции по прорыву блокады?
— Эта карта — официальный документ, созданный в годы войны по результатам работы четырех отдельных уборочных батальонов Ленинградского фронта 67-й армии, которые собирали и хоронили погибших. Они работали в период с января по апрель 1943 года. Это 22 братские могилы и 12 583 похороненных военнослужащих. Эти данные совпали с безвозвратными потерями 67-й армии. То, что эти данные были преданы огласке недавно, не значит, что никто не знал об этой карте. Ведь по закону об увековечении, как только становятся известны данные о наличии воинского захоронения, оно автоматически подпадает под защиту государства, даже до постановки на учет в Минобороны. По моему оценочному суждению, в Ленинградской области ситуация с увековечением катастрофическая. Информация есть. Ее стараются не афишировать. И может быть, эта карта — не единственная. Ведь санитарные батальоны работали не только зимой и весной 1943 года.

Карта воинских захоронений Кировского района Ленинградской области. Фото: предоставлены Информационно-аналитическим центром «Помним всех поименно».

— Насколько я знаю, Ленобласть проводила ревизию воинских захоронений...
— Да. Например, с могилой №20, на которой еще в пятидесятые годы прошлого века был построен открытый стадион, ревизоры удовлетворились фальсифицированным паспортом захоронения. В нем указана площадь захоронения 400 квадратных метров, число похороненных — 6552 человека и описаны 3900 имен. Мы начали проверять эти данные. По количеству похороненных в паспорте информация точная. А с именами какой-то бардак. Туда вписаны имена людей, которые воевали и погибли совсем в других местах Ленинградской области. Начали искать. Нашли документы на могилу №20. Нашли журнал захоронения с именными списками. Там около тысячи имен. Например, матрос Силичев Николай Николаевич 1909 г. р. — житель Ленинграда, призван в Приморском районе, жил в доме №11 на Теряевой улице (ныне улица Всеволода Вишневского), 11, кв. 18. Ни одно из этих имен не внесено в действующий паспорт. Теперь о площади могилы. Все, кто имеет отношение к ритуальной сфере, понимают, что в квадрате 20 на 20 метров 6,5 тысячи человек не похоронить. Также нам известно, что в эту могилу подхоранивали погибших и в 1943, и в 1944 годах. По моим предположениям, речь идет не о 6,5 тысячи, а о 20 000 похороненных. Вот вам и ревизия. И скорее всего точно так же, для «галочки», прошла ревизия других захоронений. А на это потрачено, как заявляла пресс-служба губернатора Ленобласти, около 22 миллионов рублей.

Реконструкция карты воинских захоронений Кировского района Ленинградской области. Фото: предоставлены Информационно-аналитическим центром «Помним всех поименно».

— А места размещения других могил вы проверяли?
— Не все. Например, могила №17. Она на правом берегу Невы во Всеволожском районе. В ней похоронены 1422 человека. До прошлого года это был единственный не застроенный коттеджами участок. Но в прошлом году местные муниципалы пригласили поисковиков. Те вскрыли могилу, нашли более ста медальонов, прочитать из которых пока удалось около десяти, установили, что в ней не 1400, а 1600 человек, и перенесли могилу на другое место. Это совершенно противозаконно. Поисковики не имеют права переносить могилы. Они вообще не должны вскрывать могилы. Они должны искать погибших, которых во время войны не смогли похоронить. Но таким образом на живописном берегу Невы появилось пятно под застройку. А согласно федеральному закону о погребении даже в случае переноса захоронений на месте, где оно было, могут быть только зеленые насаждения. И мы сейчас будем разбираться с каждой могилой из этой карты.

— И искать виноватых?
— Зачем? Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко несет личную ответственность за сохранность каждого воинского захоронения на территории его региона. Сейчас идет подготовка к 70-летию освобождения Ленинграда от фашистской блокады. И это хороший момент, чтобы обратить внимание на воинские захоронения. Поставить на учет, провести мероприятия по увековечению, разобраться с фальсифицированными паспортами.

↑ Наверх