Газета выходит с октября 1917 года Thursday 18 апреля 2024

Что испанцу — мрак, то русскому — безоблачное небо

В разгар общеевропейского кризиса «Вечерний Петербург» заглянул в 47й регион Зарубежной Европы

Под этим порядковым номером, вполне вероятно, в недалеком будущем станет фигурировать у нас испанская автономная область Каталония. Каталонцы намерены самостоятельно выплывать из экономических перипетий, образовав независимое от Испании государство.

Ритм отбивается каблуками и хлопками ладоней. Взмахи шалью и подолом платья — обязательная часть программы в танце фламенко


Коррида, фламенко, сиеста

Россия — матрешка, балалайка, водка. Франция — канкан, петанк, аккордеон. Украина — гопак, сало, шаровары... Испания, четвертая вслед за ними по величине страна Европы, также имеет свою тройку символов для туристической обложки.

Однако воспетая Хемингуэем коррида — дело былое. Еще в 1998 году европейское сообщество осудило тавромахию, как правильно именуется это зрелище, и запретило придавать ей статус культурного мероприятия. В сентябре 2011 года в Барселоне, столице Каталонии, провели последний бой быков, с аншлагом и со слезами горя от расставания с народной традицией. Всемирно известная арена «Монументаль» опустела и до сих пор стоит без особого применения.

Танец фламенко, эта испанская «цыганочка с выходом», культивируется в основном как аттракцион для туристов. Сувенирные лавки полны статуэток танцовщиц, облаченных в платья с оборками. Сувениры «made in China», разумеется. 

Искать в туристическом продукте пылкий темперамент испанца — то же, что пытаться понять «загадочную русскую душу» в подземном переходе под Невским проспектом у Гостиного двора, в котором торгуют ушанками из искусственного красного меха, со звездой советской армии во лбу.

«Обратите внимание, — гласит один из британских самоучителей разговорного испанского языка, — заводя новое знакомство, испанцы предпочитают вести беседу и вообще поддерживать отношения в строгом формальном стиле. Следует избегать излишней легкости отношений и панибратства», — предупреждают авторы о недопустимости переноса привычек собственной нации на испанскую почву. И это говорит чопорная нация!

Балкон открыт, циновка защищает от солнца и чужих взглядов — с 14.00 до 17.00 испанцы соблюдают традицию сиесты, послеполуденного отдыха

Пытка часовым обедом

В общем, что за образ жизни ведут испанцы, одним туристическим наскоком не понять. Но сиеста в этом королевстве точно есть. Выглядит она так: в тот момент, когда туристы толпами вываливаются из музеев и готовы заплатить немалые евро за багеты с легендарным хамоном (сыровяленым окороком от диких кабанов, питавшихся в горах желудями), именно в эту минуту вожделенного гурманства витрины и двери кафе, магазинов, ресторанчиков наглухо закрываются металлическими шторами. Приходит время законного послеполуденного отдыха с 14.00 и примерно до пяти вечера. Сиеста обеспечивает Испании производительность труда намного меньшую среднеевропейской. В 2005 году в королевстве издали закон, установивший для официальных учреждений перерыв на обед всего в один час. Государственные служащие и чиновники с трудом приняли нововведение. Полагая, что отмена сиесты разрушает личное общение между сотрудниками. «Ведь послеполуденный отдых — это единственное время, когда люди могут наладить личные контакты! А о чем можно договориться за час?» — возражали сотрудники госучреждений.

По всей Каталонии развешаны флаги и полотнища с арагонскими полосами — символом суверенитета

Арагонские полосы

Россияне, прибывающие сюда туристами, в подробности различий между испанцами и каталонцами особенно не вникают. Посетуют, что указатели и адресные таблички — на испанском и на каком-то ином языке, а не на русском: им ничего не понять.

— Я ему по-русски, нормальным русским языком сказала, где мне выходить, а он мимо проехал! — в голос сердится в автобусе наша дама. На водителя-каталонца.

— Ой, смотрите, георгиевская ленточка, и какая большая, — отвлекает ее внимание от неприятности пожилой русский. Он показывает на полотнище, закрепленное по всему фасаду старинной башни. На полотнище четыре темные полосы на золотистом фоне.

Обычный рейсовый автобус, заполненный почти одними нашими соотечественниками, едет в Таррагону, первую столицу Испании еще времен Римской империи. Соотечественники ворчат на сиесту, омрачающую шопинг. На то, что в местных ресторанах не подают ни солянки, ни пельменей — приходится питаться морскими гадами, и такой удар по желудку уже целую неделю: все каракатицы да мидии с кальмарами, и даже без черного хлеба...

О «георгиевской ленточке» каталонских сепаратистов им, вероятно, никто на пляже и на шопинге не расскажет. А это саньера — или сигнальный флаг, созданный на основе герба Королевства Арагон. Символизирует четыре испанские автономные области — Каталонию, Арагон, Балеарские Острова и Валенсию (Валенсианское Сообщество).

Банкиры, боссы, политики — стены домов исписаны граффити против этих «буржуев», называемых виновниками экономического кризиса

Трудолюбивая нация

Зачем Каталонии отделяться от всего королевства? Она с 1970-х годов имеет статус автономной области, официальный статус получил каталанский язык. Каталонцы признаны нацией, отдельной от испанцев. Каталония занимает около 6% территории Испании, здесь живет 16% ее населения (около 7,6 млн.). При этом регион обеспечивает пятую часть валового внутреннего продукта страны. На его пляжи и достопримечательности приходится четверть всего потока иностранных туристов.

Каталония — самый экономически развитый регион Испании. Безработица здесь несколько ниже, чем в целом по стране. По итогам третьего квартала 2012 года в регионе она составила 22,56%, а во всей Испании достигла рекордных 25,02%. Каталонцев не устраивает, что большая часть налогов, которые платит население, остается не в самом регионе, а идет в центр. Сторонники отделения Каталонии указывают на то, что их автономия безвозвратно отдает ежегодно в общий бюджет Испании до 16 млрд. евро.

Само национальное движение каталонцев за полный суверенитет имеет трехвековую историю — оно оформилось еще в начале 1700-х годов. Еврокомиссия предупреждает, что выход Каталонии из состава Испании будет означать ее выход из Европейского Союза. Евро перестанет быть валютой этого нового государства зарубежной Европы. 

Благодаря «другу Сальвадору» процветает торговля сувенирами у сеньора Пако. Покупатели получают от него бонус: фотографию в компании с Дали, сделанную в 1978 году.

Великий сын Каталонии

В Фигейросе (другое написание — Фигерас; Figueres по-каталански, Figueras по-испански), городке на севере Каталонии, в сиесту практически все закрыто — кроме китайских бистро, пары ресторанов для туристов и сувенирной лавки с объявлением, что хозяева это магазина были друзьями Сальвадора Дали. Объявление на русском языке.

Хозяин заведения, солидный господин по имени Пако (с испанского переводимого как «ворон») выдает покупателям бонус — фотографии себя молодого. С великим Дали об руку.

— Фотомонтаж! — панибратствуют русские туристы.

Дали скончался в 1989 году. Отличаясь экстравагантностью, в завещании указал тело земле не предавать — оно покоится в специальном склепе, расположенном внутри Театра?музея. Саркофаг установлен в помещении, рядом с которым всегда стоит очередь в женский туалет. Говорят, маэстро пожелал и после смерти подслушивать дамские разговорчики

Сеньор Пако держится формально и даже не улыбается снисходительно на это проявление невежливости: 

— Но, но фотомонтажж..

Сальвадор Дали — кормилец Фигейроса, благодетель Каталонии и даже всей Испании, а потому какие могут быть шутки с такой фигурой? Соседний ресторанчик процветает, поднося посетителям вино, которое любил Дали. В этой лавке все заполнено репликами его вещиц, репродукциями картин. Дали был добр к своему народу — завещал Испании все свое состояние, позволив испанцам зарабатывать на его имени и творениях.

Фигейрос — городок, в котором будущий великий сюрреалист провел детские годы, — известен всему миру. Здесь находится Театр-музей Сальвадора Дали. Туристам излагают историю о том, как в 1961 году новый мэр города попросил мировое светило подарить родному Фигейросу хотя бы одну из своих картин, дабы сделать местность  туристически привлекательной. Дали  решил подарить целый музей. Местом для создания музея определил старый городской театр, разрушенный еще во время гражданской войны.

Недвижимость россиян

Каталония — самое населенное россиянами автономное сообщество Испании. В 2011 году здесь насчитали 16 тысяч постоянно пребывающих русских. Русская речь повсюду в Барселоне, в Таррагоне, Реусе, в курортных городках. Собственно, можно провести отпуск на пляже, не услышав иного наречия.

В витринах многочисленных бюро по продаже и аренде недвижимости — сплошь объявления «нормальным русским языком». Без ошибок, поскольку многими бюро владеют сами русские. Предлагают виллы на берегу моря, участки с крестьянскими постройками и оливковыми рощами в предгорьях, апартаменты и квартиры в городах.

В конце октября в Барселоне, столице Каталонии, прошел международный экономический форум. Выступая на нем, вице-премьер РФ Александр Жуков сообщил, что россияне занимают четвертое место среди иностранных покупателей недвижимости в Испании. Невзирая на все витки общеевропейского экономического кризиса, российские покупатели квадратных метров вносят большой вклад в экономику Пиренейского полуострова, отметил вице-премьер.

На этом же форуме говорилось о скором принятии в Испании ценового лимита на жилье, позволяющего получать вид на жительство. Вероятно, лимит составит 160 000 евро — около 6 с половиной миллионов в российских рублях. Разве мало в России людей, способных выложить такую сумму за входной билет на жительство в теплом климате испанского королевства? Одни россияне покупают собственность в качестве резиденции, вторые для сдачи в аренду соотечественникам, третьи — как вложение средств на черный день. 

На бульваре Рамбле?Нова в 1999 году был установлен монумент, изображающий пирамиду из 219 человеческих фигур в полный рост

По декларациям за 2011 год, недвижимость в Испании приобрели сразу пять депутатов Госдумы. Уже стало общим местом сообщать, что испанские апартаменты особо охотно приобретаются на имя чиновных жен. Курорты Испании — идеальное место для отставного российского чиновника, имеющего крайне неплохое пенсионное обеспечение госслужащего. 

«Однушку» на курорте можно найти даже за 3 млн. рублей, за 4 млн. рублей — в Барселоне. Кризис сбил цены на жилье примерно на 10 процентов — этим обстоятельством также пользуются россияне. Сами испанцы, среди которых четверть — безработные, русским товарищам не конкуренты. Их сейчас массово выселяют за долги по ипотеке.

Испанское правительство, обеспокоенное волной самоубийств в стране, установило правила, защищающие семьи от выселения из домов за долги банками-кредиторами. Банки не смогут отбирать жилье у семей, которые не в состоянии выплачивать ипотеку: в течение двух лет.

То, что испанцам — мрак, русским — над всей Испанией безоблачное небо...

Конечно, тема недвижимости не обходится и без сообщений о вездесущей русской мафии. Испания имеет в своем активе две крупные операции против русских бандитов, базирующихся в королевстве. Они занимались рейдерством роскошных вилл, захватом активов, отмыванием денег. Первая операция прошла под кодовым названием «Ависпа» («Оса») в 2005 — 2007 годах. Вторая — «Тройка» — в 2008 — 2009 годах. Среди  «русских бандитов» были граждане России, Украины, Армении, Казахстана и Узбекистана — представители многонационального советского народа.

Музыканты подбадривают кастельеров — строителей «человеческих замков»

Коллективизм кастельеров

Одна из достопримечательностей Каталонии — строительство «человеческих замков». На каталанском языке слово «castell» означает «замок». Кастельеры — строители этих замков, которые могут состоять даже из девяти уровней. На самый верх вскарабкивается смелый малыш — обязательно в защитном шлеме.

Самое главное в этой башне — ее основание. Для нее требуется очень большое количество людей. Их группа плотно сбивается, поддерживает первые два уровня башни и страхует верхние уровни на случай падения. 

Башни возводят во время фестивалей и дней местнопочитаемых святых. Туристы специально съезжаются на эти зрелища, которые устраивают в городах Каталонии весной и осенью, всего два раза в году. Корреспонденту «ВП» повезло — удалось застать репетицию праздника в Таррагоне. Форма кастельеров, как и положено, состояла из белых брюк, широкого черного пояса, банданы и рубашки в цветах определенного клуба кастельеров. Музыканты подбадривали героев звуками гобоев и барабанов — очень живописное зрелище!

Таррагона — родоначальница этой традиции. Здесь на бульваре Рамбле-Нова в 1999 году был установлен монумент, изображающий пирамиду из 219 человеческих фигур в полный рост. Наверху башни машет рукой ребенок, завершающий конструкцию. Есть рядом и музыканты. А среди фигур можно распознать конкретных выдающихся каталонцев. Например, художников Хуана (Жоана) Миро и Пабло Пикассо, деятеля олимпийского движения Хуана Антонио Самаранча. Ничего не возразишь: крепкая нация!

 

↑ Наверх