Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Что они сделали с землей, нашей прекрасной сестрой?

До 28 апреля Музей Академии художеств приглашает на выставку польского живописца Гжегожа Круля «Terra Deflorata»

 

Буквально название переводится как «изнасилованная земля»: на картинах Гжегожа Круля мы не увидим ярких солнечных дней; если даже солнце проглядывает, все затянуто туманом. Здесь нет дорог, а реки ведут в никуда. Иногда Круля сравнивают с немецким живописцем-романтиком Каспаром Давидом Фридрихом, но Фридрих повествует о заброшенности человека в равнодушном мире, а Круль, по собственным словам, — о проблемах самой природы и о том, что сделал с ней человек: «Мое искусство выражает два взгляда, но содержит только одно послание: «Давайте спасем мир от экологической катастрофы!» В отличие от Фридриха на картинах польского художника людей совсем нет, лишь изредка попадаются невзрачные строения. Впрочем, считать Круля чьим-либо последователем не вполне корректно: Гжегож признается, что сознательно не стал получать художественное образование — ему захотелось выработать собственную манеру, не зависящую от чужих влияний. Правда, в беседе с корреспондентом «ВП» он признался, что много изучал произведения известных художников — не только немецких, польских, но и русских. Но главным своим учителем он считает… правильно, природу, а конкретно — берега реки Вепрь, где вырос. «Первоначально, в юности, — рассказывает художник, — я делал наброски с натуры, работал на пленэре. Но сейчас я создаю свои картины полностью силой воображения».

Под «двумя взглядами» художник имеет в виду два типа картин. На одних изображены пейзажи, близкие к реальным: деревья окутаны листвой, растет трава, бегут реки. На других деревья голые и мертвые, стоят на безжизненном болоте; к этим мрачным пейзажам удивительно подходят темные, массивные бревенчатые рамы. Деревья протягивают к нам безмолвные руки-ветки, их стволы переплетаются в посмертном объятии, а дупло одного из деревьев по иронии судьбы напоминает формой сердечко…

Художник дает своим работам номера, а не названия, чтобы включить фантазию зрителя. Конечно же, его работы значительно шире экологической темы, это философская живопись, воспроизводящая различные состояния души. Мне же все они, вне зависимости от степени мрачности, показались порталами — дверьми в иное измерение.

 

↑ Наверх