Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Что растет на елке?

В прошлом веке советская елочная игрушка была сродни агитационному фарфору

Свидетельства эпохи, которые горожане в лучшем случае задвинули в дальние углы антресолей, в худшем — отнесли на помойку при переезде на новые квартиры. Теперь они — антиквариат, за которым гоняются коллекционеры.


Дед Мороз как источник информации

Новогодние почтовые открытки, елочные игрушки, постановочные фигуры под елку и прочие атрибуты празднования Нового года — не только хранители семейных традиций, но и источник информации об истории общества. Не случайно в канун новогодних праздников выставку, рассказывающую о традициях празднования Нового года в России, открыли в таком солидном и «ученом» заведении как архивный комитет Смольного, что на Шпалерной улице. Для истории коллекция ватных Дедов Морозов не менее ценна, чем коллекция протоколов партийных конференций коммунистов. 

Вот вы, например, знаете о том, что при СССР разница между Ленинградом и Москвой была не только в «бордюрах-поребриках» и «пышках-пончиках», но и в том, в какой руке находился посох Деда Мороза? В левой руке его держал дедуля из Ленинграда — и, значит, шагал с правой ноги, вопреки суровому оклику революционного поэта Маяковского. В правой был посох у Деда Мороза-москвича: тот исправно «шагал левой». Ну, и прочие милые знаки и послания несли эти вроде бы невинные подъелочные фигуры. Смотрим на Деда Мороза из 1930-х годов: суров по годам своего происхождения. Костистое лицо, предполагающее железную руку. А далее фигура мягчеет, либерализуется — и к 1970-м это уже добрый ласковый дедушка, душка с румяными щечками и седыми бровями: эволюция в сторону Санта-Клауса...

Ордена-котильоны

В христианской традиции

Новогодняя атрибутика всегда, между прочим, была политизирована и актуализирована. Первое десятилетие XX века: на елку вешают кружечные жетоны. В ту эпоху широко распространены благотворительные акции по сбору пожертвований: в пользу голодающих, увечных воинов Русско-Японской войны, туберкулезных детей из пролетарских подвалов имперской столицы, несчастных падших женщин — и прочих свидетельств несправедливого социального устройства общества. Отдал пожертвование — получил жетон, повесил его на елку, чтобы в Рождество помнить об униженных и оскорбленных: согласно христианской традиции.

Реабилитация елки

После революции елки подвергаются остракизму — их лапки сравниваются с тем хвойником, что разбрасывается при похоронных процессиях. В 1929 году елки полностью запрещают: как напоминание о религиозном празднике Рождества. Однако в 1935 году внезапно реабилитируют — сочтя запрет детского праздника бюрократическим перегибом. Артели кустарей принимаются мастерить «правильные» игрушки. Например, в 1938 году начинают выпускать ватные игрушки, посвященные экспедиции папанинцев на Северный полюс и освоению Главсевморпути.

Страну поздравляли артисты — народные любимцы: Вера Марецкая, Юрий Любимов, Лидия Смирнова.

Юрий Любимов поздравил страну с Новым годом

Моды, прически, костюмы, лики кумиров публики — все это сохранено на новогодних плакатах и открытках. С Новым 1948 годом страну поздравляют киноартисты Вера Марецкая, Юрий Любимов и Лидия Смирнова. В 1947 году 30-летний красавец Любимов сыграл Олега Кошевого в фильме «Молодая гвардия» по роману Фадеева. И на этого недавнего артиста ансамбля песни и пляски НКВД обрушилась всесоюзная слава.

Позднее в игрушках и открытках фигурируют освоение космоса, строительство Байкало-Амурской магистрали, московская Олимпиада 1980 года... Елочные игрушки выпускаются флагманами «оборонки». Например, ленинградским заводом «Светлана». Трудится над ними и скромная местная промышленность — вроде артели «Промигрушка», что в Апраксином дворе. Сюжет о замечательных стеклодувах елочных шаров — непременный в предновогодних выпусках Ленинградской кинохроники и Ленинградского телевидения. Следующими по времени и по энтузиазму идут репортажи из теплиц фирмы «Лето», в которых подросли тюльпаны к 8 марта: ими поздравят женщин-тружениц.

Сюрпризницы-конфетницы. С виду книжечка, а внутри — сласти.

Хрущевки подорвали коллекции

А вот и игрушки из набора «Чиполлино» — по мотивам сказки итальянского писателя Джанни Родари. Друга СССР, итальянского коммуниста, участника Сопротивления. В русской обработке Самуила Маршака сказка обретает антикапиталистическое звучание. Идеологически выверенные елочные игрушки на креплениях выпущены артелью «Культигрушка» Ленгорпромсовета. Кажется, они были в каждой ленинградской семье. У автора этих строк до сих хранится последняя уцелевшая из набора — самого мальчика-луковки. Куда девались игрушки? Во-первых, елки имели обыкновение падать и оставлять лишь осколки прекрасной мишуры. Во-вторых, кто считался с этим игрушками? При переездах из коммунальных квартир в хрущевки все, что не могло поместиться в новых малогабаритных квартирах, безжалостно отправлялось на помойку. В хрущевках не было антресолей — этих бездонных хранилищ семейных реликвий. 

Сегодня коллекционеры новогодней атрибутики утверждают, что именно расселение старых коммунальных квартир распылило коллекции советской елочной игрушки. Дореволюционную игрушку, по их мнению, доконали 1990-е годы. Публика потащила ее на барахолки вроде той, что у станции Удельная. За бесценок сдавали в антикварные магазинчики — как некогда после революции относили в комиссионки драгоценные остатки фамильных сервизов. 

Теперь этот антиквариат вращается на интернет-аукционах. В интернете есть интерактивный музей «Старый Новый год» — собирает потихоньку коллекции. Он, к слову, выступил партнером Архивного комитета в организации выставки. Все ее экспонаты — от частных коллекционеров. 

Елочная игрушка из набора «Айболит». 1960-е.

Экспонаты: выставка «Этот старый Новый год!».

Адрес архивного комитета: Таврическая ул., 39 (вход со стороны Шпалерной улицы). Посещение бесплатное, выставка открыта до 15 января 2014 года ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме выходных и праздничных дней.

↑ Наверх