Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2019

Что стоит посмотреть в Эрмитаже в каникулы

Во время зимних каникул в Зимнем дворце и Главном штабе продолжают работу 20 временных выставок: одна интереснее другой

Все вряд ли удастся охватить за один визит, поэтому обращаем внимание читателей на выставки, которые закрываются в середине января. 

«Усатая Джоконда». Марсель Дюшан

Усатая Джоконда, писсуар и скелеты в кабинете

До 15 января в Главном штабе открыта выставка «Дада и сюрреализм» из собрания музея Израиля (Иерусалим).

Для Эрмитажа, который за 250 лет своего существования так и не обзавелся картинами дадаистов и сюрреалистов, это важное событие. Для публики — тем более. В нашем музее были выставки Ханса Арпа и Рене Магритта, но возможность увидеть десятки работ художников, сто лет назад ниспровергавших традиционные основы искусства, представляется впервые. «Усатая Джоконда», писсуар и велосипедное колесо на табуретке Марселя Дюшана, «Скелеты в кабинете» Поля Дельво, «Замок в Пиренеях» Рене Магритта, «Неукрощенная дева» Мана Рэя — такое нельзя пропустить.

«Фонтан». Марсель Дюшан

Подарки от президента, губернатора, меценатов и коллекционеров

До 18 января можно посмотреть дары, которые получил Эрмитаж к юбилею. 

В Георгиевском зале Зимнего дворца выставлены произведения фирмы Фаберже, преподнесенные музею президентом РФ Владимиром Путиным. Это — каминные часы, исполненные к 25-летию бракосочетания Александра III и императрицы Марии Федоровны, и «ротшильдовское» яйцо-часы, получившие свое название в связи с тем, что более века оно хранилось в семье Ротшильдов.

В Аполлоновом зале Зимнего дворца демонстрируется ваза с изображением церемонии открытия Александровской колонны на Дворцовой площади. Вазу, выполненную на фарфоровом заводе братьев Корниловых, преподнес в дар музею губернатор Петербурга Георгий Полтавченко.

Портфель Александра I для мероприятий Венского конгресса

Личный портфель императора Александра I для официальных мероприятий Венского конгресса 1814 года приобретен для Эрмитажа Благотворительным фондом «Транссоюз».

Там же можно увидеть мраморную статую Юпитера работы известного венецианского скульптора Антонио Тарсия, выполненную в 1717 — 1718 годах и стоявшую когда-то в Летнем саду. В свое время она была подарена царице Екатерине I и стояла в Летнем саду, но после перемещения почти два века считалась утраченной. Скульптуру бога-громовержца, властителя Олимпа, подарил Эрмитажу доктор физико-математических наук профессор Юрий Абрамов. Благодаря этому дару Юпитер воссоединится с хранящейся в Эрмитаже парной к ней статуей Юноны.

А 30 декабря 2014 года Эрмитажу подарили двадцать снимков известного петербургского фотографа Бориса Смелова. 

Из Британского музея Фрагмент фриза Парфенона. Фидий. Статуя речного бога Илисса

Сюрприз от Британского музея

Только до 18 января в Римском дворике Новом Эрмитаже показывают безголовую скульптуру речного бога Илиссоса.

Ее предоставил Эрмитажу в честь юбилея Британский музей. Это беспрецедентный случай: впервые в истории Британский музей передал в другую страну один из экспонатов своей коллекции мраморных скульптур Парфенона. Скульптура входит в коллекцию, известную как «мраморы Элгина». Британский дипломат лорд Элгин приобрел собрание в начале XIX века. Фигура Илиссоса была декоративным элементом древнегреческого храма Парфенон, расположенного на афинском Акрополе.

Вот что рассказал корреспондентам «ВП» директор Британского музея Нил Макгрегор:
— Дружбе между Британским музеем и Эрмитажем – 250 лет! И мы хотели сделать ему роскошный подарок и большой сюрприз. Решили выставить здесь фрагмент фриза Парфенона. Мраморная скульптура работы Фидия – это один из великих шедевров, который еще никогда видели в России. Мы хотели россиянам дать возможность его увидеть. Что же касается охлаждения отношений между странами, санкций, правительственных демаршей, то я скажу, что нам ничто не может помешать в нашей деятельности, потому что Британский музей – организация неправительственная. Сам я разделяю одну точку зрения с Михаилом Пиотровским: добрые отношения между музеями стоят над политикой, они куда более важны, чем отношения между правительственными кругами. 

Михаил Пиотровский это прокомментировал кратко и без уточнений:
— Для меня главным сюрпризом стало то, что выставка состоялась. 

Возможно, он имел в виду отрицательную реакцию правительственных кругов Греции на перемещение за пределы Британского музея скульптур с Афинского акрополя, вывезенных из Греции лордом Элгином в начале XIX века. Греция давно требует их возвращения.

«Распятие». Фрэнсис Бэкон

Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого

В Главном штабе на четвертом этаже — указатели. На одном написано: «Матисс», на другом — «Бекон». На самом деле указатель отсылает не в кафе, где можно подкрепиться яичницей с беконом — традиционным английским завтраком, — а на выставку «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого». Быть может, лучшую из всех многочисленных выставок, которые Эрмитаж подготовил к своему 250-летию. И хотя она продлится до 8 марта, всем, кто соберется в Главный штаб, рекомендую обязательно ее посмотреть. 

Фрэнсис Бэкон — один из крупнейших художников XX столетия. Вот он, на большом черно-белом фотопортрете: элегантно одетый, почти красивый. У портрета стоит ваза с белыми цветами: каллы и хризантемы. Но это обманка, иллюзия. Бэкон знал, что скрывается за блестящим фасадом, под гладкой кожей, слоем макияжа, дорогой и красивой одеждой. Плоть, кровь, кости, нервы. Болезни, страдания, фобии, депрессии. Он писал человеческие тела изломанными, искореженными, чуть ли не вывернутыми наизнанку. 

«Распятие». Алонсо Кано

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, рассказывая об этой выставке, вспомнил, как в Эрмитаже в конце 90-х показывали один из самых знаменитых триптихов Бэкона (он вообще любил писать именно триптихи) «Три эскиза к «Распятию». По словам Михаила Пиотровского, он был удивлен тогда, что к выставке не было паломничества. Но что же тут удивительного? Бэкона многие воспринимают как художника отталкивающего, болезненного, заставляющего зрителя страдать. Тот триптих напоминал о пыточных застенках, ломке наркомана, смертных муках, агонии. Глядя на эти работы, сложно было представить, каково это — выдержать большую выставку Бэкона. 

На этот раз Эрмитаж вместе с коллегами из Центра изобразительных искусств Сейнсбери решил показать Бэкона в совершенно ином контексте — в сочетании с картинами и скульптурами великих мастеров прошлого. Работы самого художника из Центра изобразительных искусств Сейнсбери, галереи Тейт, еще нескольких британских музеев и частных коллекций дополнены произведениями из собрания Эрмитажа — от искусства Древнего Египта и Древней Греции и Рима до импрессионистов и постимпрессионистов. 

В параллель к призрачному «Распятию» Бэкона подобраны картины Алонсо Кано и Тициана.

«Несение креста». Тициан

Образ папы Иннокентия X, портрет которого кисти испанского живописца Диего Веласкеса Бэкон считал величайшим в истории живописи, неотступно преследовал его. На выставке много работ с изображением «кричащих пап», а в одном из залов демонстрируется погрудная версия портрета римского папы Иннокентия X из собрания лорда Веллингтона, предоставленный нынешним владельцем картины маркизом Дуро. 

На эскизе Бэкона «Двое в комнате» корчатся в углу обнаженные тела. Художник, не щадя зрителя, заставляет смотреть на какие-то чудовищные муки, превращающиеся человека в кусок страдающей плоти. 

А в центре зала — знаменитый «Скорчившийся мальчик» Микеланджело. 

«Двое в комнате». Фрэнсис Бэкон

Коллекция Щукина и Морозова переехала в Главный штаб

А теперь о новой экспозиции, которая поселилась в Главном штабе навсегда. На четвертом этаже разместилась галерея французской живописи памяти Сергея Щукина и Ивана Морозова, где представлены произведения импрессионистов и постимпрессионистов, ранее находившиеся на третьем этаже Зимнего дворца. 

Открывает галерею зал Клода Моне с четырнадцатью картинами мастера, линию импрессионизма продолжают зал Эдгара Дега с его «Площадью Согласия», комната натюрмортов Анри Фантен-Латура, зал пейзажей Камиля Писсарро и Альфреда Сислея. В двух следующих залах разместилось редкое по богатству собрание работ Огюста Ренуара. Далее представлены произведения Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, Поля Гогена, замыкают галерею залы художников группы «Наби». Картины Анри Матисса переехали в залы Главного штаба еще летом, сделавшись частью европейской биеннале «Манифеста 10».

Часы–яйцо Ротшильда работы Фаберже дар президента Владимира Путина

P. S.

6 января музей открыт только до 17.00.

7 января — до 18.00. 

В остальные дни зимних каникул музей работает в обычном режиме.

↑ Наверх