Газета выходит с октября 1917 года Saturday 20 апреля 2024

Что за спутник ГЛОНАСС и чем он важен для нас?

Космическая навигация — одно из самых востребованных сегодня направлений в науке и бизнесе

Россия многие годы вынуждена использовать в этой области в основном иностранные разработки — начиная от чипсетов и заканчивая программами для смартфонов. Три года назад в Сколкове был создан кластер космических технологий и телекоммуникаций, одной из задач которого стала разработка собственных предложений в области спутниковой связи (на основе отечественной системы ГЛОНАСС). О том, как реализуется этот проект, корреспонденту «ВП» рассказал директор кластера по науке Николай МИХАЙЛОВ.

Фото: предоставлено Фондом «Сколково»

— Николай Викторович, спутниковой навигации в работе кластера уделяется, насколько я понимаю, ключевое внимание. Почему это так важно?
— Мы занимаемся всем космосом, хотя, безусловно, навигация — одно из приоритетных направлений. Дело в том, что на сегодня у нас в космосе действует полностью укомплектованная группировка ГЛОНАСС — 24 спутника. На эту программу истрачено огромное количество денег, она может окупаться. Но этого пока не происходит. Наша задача — коммерциализировать этот проект.

— Каким образом?
— Сигнал ГЛОНАСС — бесплатный, так же как и GPS. Брать за него деньги невозможно. Что остается? Развивать продукты, сервисы, приложения на основе этого сигнала. Способствовать созданию технологических цепочек — компаний, которые попросту будут платить в казну налоги! Точно так же коммерциализировался GPS в Америке: в 80-е годы он создавался для армии, но потом стал использоваться в гражданских целях. Сразу возникли компании, которые начали делать навигаторы, даже еще не автомобильные, а для самолетов, судов. И пошло! Сегодня это огромная система, в которой каждый из участников — начиная от производителей чипов и заканчивая конструкторами самих устройств — платит налоги. Проект этот давно окупился и приносит бюджету Америки огромные деньги. Наши российские спутники сегодня не приносят никакой финансовой отдачи.

Монтирование ГЛОНАСС-навигатора на муниципальный автобус. Благодаря этому в Петербурге удалось воплотить систему информационных табло, рассказывающих о движении общественного транспорта в режиме онлайн. Фото: Интерпресс

— Каковы первоочередные задачи?
— Главное — создание собственного чипсета, то есть набора микросхем. Это основа всего: он принимает сигнал, обрабатывает и выдает координаты. У нас на рынке сейчас есть какие угодно производители чипсетов, но только не российские! Поэтому первая наша задача — создание дизайн-центров, хотя бы двух-трех на всю страну, которые могли бы их производить.

— До сих пор ничего не создано. Это так сложно?
— Сложно создать конкурентоспособные микросхемы, которые выигрывали бы на мировом рынке! Проблема российской инженерной школы в том, что мы привыкли конкурировать в рамках, допустим, Министерства обороны. Но не привыкли конкурировать, условно говоря, с «Интелом». Отсутствие замаха на глобальный рынок характерно для очень многих отечественных инженерных групп…

— Какая работа ведется в этом направлении?
— Мы ищем людей, работаем с вузами. Я думаю, что в этом году у нас начнут работу компании-разработчики, проектирующие чипы. На эту разработку требуется года полтора. Во втором квартале нынешнего года с НП «ГЛОНАСС» планируем построить внутри «Сколкова» технопарк для испытаний. Важно, что разные технологические группы будут у нас располагаться рядом друг с другом: кто-то делает чипсеты, кто-то плату, кто-то приемники. Это значительно упростит достижение общих задач. Хотя это долговременные задачи, требующие колоссальных средств, времени, оборудования.

— Есть ли конкуренция между ГЛОНАСС и GPS?
— Изначально присутствовала конкуренция. Но теперь они дополняют друг друга. В большинстве навигаторов и смартфонов, включая айфон, сегодня используются мультисистемные приемники — ГЛОНАСС и GPS вместе. Это позволяет добиться непрерывного сигнала, предлагаются запасные варианты на случай сбоев. Кроме того, они отличаются большей точностью: в идеале — до дециметров.

— В чем принципиальное отличие этих систем?
— В целом и интегрально системы одинаковы для пользователя. В чем-то лучше одна, в чем-то другая. Но разницы принципиальной нет. ГЛОНАСС работает лучше в высоких широтах, но много ли народу живет в Мурманске и является ли это преимуществом? У ГЛОНАСС сигнал по структуре устроен так, что он быстрее ищется, хотя это почти незаметно. Самое главное, что ГЛОНАСС есть, и это играет большую стратегическую роль. Спросите китайцев и европейцев, почему они создают сегодня свои навигационные системы («БейДой» в Китае и «Галилео» в Европе. — Прим. авт.)? Это национальный престиж. Независимость от американцев, которые могут поменять структуру сигнала в любую минуту или отключить его. И конечно, военная безопасность.

Применений у ГЛОНАСа множество. В том числе для нужд силовых ведомств

— Почему вообще системам навигации уделяется в последнее время такое большое внимание? По сути ведь это всего лишь определение твоего местонахождения...
— Да, это всего лишь несколько цифр. Ваши географические координаты. Скорость. Время, применительно к мировой шкале. Все остальное — вопрос приложений! Начиная от транспорта и заканчивая персональной навигацией — измерением количества шагов и так далее. В этой системе заинтересованы, допустим, страховщики: если нужно восстановить координаты и скорость автомобилей, попавших в ДТП. Сейчас активно внедряется ЭРА-ГЛОНАСС — система экстренного реагирования на чрезвычайные происшествия: произошла авария, и ГЛОНАСС немедленно определяет ваши координаты и передает их оператору службы спасения. В следующем году все автомобили, произведенные в России, должны быть оснащены этим терминалом. То есть вариантов может быть множество…

— Вокруг «Сколкова» ведется много споров: нужно ли было его создавать, есть ли польза? Что скажете на это как непосредственный участник процесса?
— Если бы пользы не было — я бы этим не занимался. У нас другая проблема — сложно найти инноваторов! Нужны не просто люди, которые придумали бы формулу или алгоритм, а авторы, способные прийти к коммерциализации своих идей. «Сколково» строит бизнес. Мы не финансируем науку. Но движение есть. Сейчас только в кластере космических технологий и телекоммуникаций работает около 100 компаний. Это и есть результат.

Справка «ВП»

Николай Михайлов — выпускник СПбГУАП. В конце 90-х руководил проектом по разработке первого ГЛОНАСС/GPS-приемника для гражданской авиации. Основатель научно-исследовательской компании «СофтНав» (Петербург), которая выполняла разработки в области спутниковой навигации. В середине 2000-х успешно завершил разработку высокочувствительного приемника низкой стоимости и низкого энергопотребления для массового применения. По словам Михайлова, во время работы днем его сотрудники решали технические задачи, а по ночам таксовали — нечем было платить зарплату. Ученым удалось продержаться до того момента, как их проект купила тайваньская фирма. Сегодня технология лицензирована, выведена на мировой рынок и до сих пор является самым покупаемым приемником такого типа.

Кстати

ГЛОНАСС — российская глобальная навигационная спутниковая система. Одна из двух систем глобальной спутниковой навигации (вместе с американской GPS). Предназначена для определения нахождения объекта (человека, автомобиля, самолета) в любой точке. Начало работ по созданию ГЛОНАСС было положено в 1976 году. В 1993-м система была официально принята в эксплуатацию (на 2 года раньше GPS). Первый профессиональный приемник, рассчитанный на совместное использование ГЛОНАСС и GPS, был выпущен в 1995 году. Первый потребительский — в 2007-м. Спутники ГЛОНАСС находятся на орбите на высоте 19 400 км. Для обеспечения глобального покрытия Земли необходимы 24 спутника. Для определения координат объекта приемник должен принимать сигнал минимум четырех спутников.

↑ Наверх