Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Чтобы работать в Петербурге, надо платить

Пакет документов для получения патента на работу и сам патент обходятся мигранту в 47 тысяч рублей

Все мигранты, желающие работать в Петербурге, совершенно свободно могут работать. Система квотирования отменена. Ее заменили патенты. Правда, чтобы их получить, гастарбайтерам нужно платить 47 тысяч рублей в год. Сначала 11 тысяч за необходимые документы, а потом по 3 тысячи в месяц за право трудиться. Правда, эта сумма списывается с налогов работодателя. Об этом «Вечернему Петербургу» рассказала глава УФМС по Петербургу и Ленинградской области Елена Дунаева.

Система квотирования рабочих мест для иностранцев себя не оправдала. Сам механизм, как показал опыт последних лет, оказался несовершенен. Выделенные региону квоты заявлялись работодателями в конце года и выбирались в самом начале года. Но предприятия сталкивались с проблемами. Например, компания в середине года осваивает новую сферу деятельности. Ей нужны мигранты. Но квот нет, да и привязаны они к конкретным специальностям. Или вообще образовалась новая компания. И рабочих ей из числа мигрантов не найти.

В результате миграционная служба сталкивалась с парадоксом: есть работодатели, есть мигранты, а оформить последним разрешение на работу невозможно.

Поэтому были придуманы патенты. Формально их может получить любой гражданин, приехавший из страны СНГ с безвизовым порядком пересечения границы, и идти устраиваться на работу. А фактически он должен выполнить целый ряд условий.

В первую очередь обязательно указать цель въезда — «работа». Если в миграционной карте указана другая цель, патент не получить. По приезду на место назначения он в течение 30 дней должен обратиться в УФМС для получения патента. Если он не получает патент, то может пробыть на территории России не больше 90 дней в течение полугода. Превышение этого срока грозит штрафами до 10 тысяч рублей или запретом въезда на 5 или 10 лет. При этом искать и ловить нарушителя миграционного режима никто не собирается. Он рано или поздно вернется на родину, а обратно въехать уже не сможет, потому что все данные вносятся в специальный реестр. Отметим, что сейчас УФМС въезд закрыт для 55 тысяч иностранных граждан, из них 10 тысяч были выдворены в прошлом году.

30 дней для получения патента даются для того, чтобы трудовые мигранты успели собрать необходимый пакет документов и заплатить за них.

Пройти медицинское обследование — 4000 рублей. Сдать тест на знание русского языка, основ законодательства и истории России — 4000 рублей. Купить годовую медицинскую страховку — 3000 рублей. И получить в налоговой инспекции ИНН, к которому будет привязан патент. Последний дается на срок до года и обеспечивается авансовым платежом. Для Петербурга и Ленинградской области ставка составляет 3000 рублей в месяц. То есть эту сумму мигранты должны заплатить до начала месяца, при этом вписав в платежки свой ИНН.

Сейчас уже появились фирмы, обычно связанные с работодателями, которые за 29 тысяч помогают мигранту получить все необходимые документы для получения патента. Потом эта сумма вчитается из зарплаты.

Дальше еще два момента, касающиеся уже работодателя, которым может быть как юридическое, так и физическое лицо.

Первое: работодатель должен известить УФМС, что конкретный иностранец приступил у них к работе. А если УФМС не получает такого извещения в течение двух месяцев, считается, что он не трудоустроился, и патент аннулируется. Суть — или живешь 90 дней по миграционной карте или работаешь. Не работаешь — до свидания.

Второе: авансовый платеж за патент компенсирует налог, который работодатель платит за гастарбайтера. То есть, если налог больше 3000 рублей, то работодатель оплачивает только разницу, а если меньше — оформляет возврат разницы.

Как пояснила Елена Дунаева, все это придумано для того, чтобы, с одной стороны, мигрантам было бессмысленно покупать, как это было раньше, поддельные разрешения на работу, и чтобы, с другой стороны, работодатель не мог отчитываться в том, что у него мигранты получают по 60 тысяч рублей в месяц, как они делали раньше.

Авансовые платежи за патенты идут в региональный бюджет. По словам главы УФМС, в Петербурге в 2014 году было 300 тысяч работающих мигрантов. До Нового года из города выехали 135 тысяч, вернулись 123 тысячи. Практически те же 300 тысяч. Умножить их на 36 тысяч рублей за каждый годовой патент, получим сумму, которая пойдет в бюджет.

Один важный момент. Квотирование отменено, но губернатор Петербурга, если посчитает, что мигрантов в городе слишком много, может запретить УФМС выдавать патенты. Сейчас правительство Петербурга готовит соответствующий пакет документов, который позволит регулировать этот вопрос, а также пропишет в патентах конкретные специальности, на которые смогут устраиваться мигранты.

Ну и пара исключений. Граждане из стран Таможенного союза могут работать без всяких патентов. И граждане из восточных регионов Украины, которые, уезжая, в панике могли неправильно заполнить миграционную карту, взять с собой не все нужные документы. По словам Елены Дунаевой, их проблемы должны решаться в индивидуальном порядке в специализированных отделах УФМС на улице Смолячкова, 15, и на улице Римского-Корсакова, 39. Им могут продлить срок пребывания по миграционной карте до 180 дней, могут не настаивать на выезде, если документы на оформление того или иного статуса уже поданы, но даже продленный срок подходит к концу, могут решить вопрос, если в цель въезда указана не как работа и так далее. Но жители Донбасса, бежавшие в Петербург, уверяют, что сотрудники этих отделов не разделяют благосклонности их руководства, и беженцев с Украины стригут под одну гребенку с таджиками и узбеками. Но об этом — в одном из следующих наших материалов.

↑ Наверх