Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Игра «Найди избирательный участок»

Помещение для голосования подчас можно найти лишь при дневном свете. А сотни избирателей не попали в списки

Хотя с момента своего совершеннолетия я не пропустил практически ни одних выборов, мне ни разу еще не удавалось прийти к началу работы избирательного участка. Что ж, репортаж с выборов — прекрасная возможность восполнить данное упущение.

Валентина Михайловна: почему в темноте не найти избирательный участок?.

На избирательный участок №1036, размещающийся в школе №543 Московского района на пр. Космонавтов, 28, корп. 4, я прихожу за 15 минут до его официального открытия. Партийные наблюдатели уже в сборе. «Отлично, — говорит председатель участковой избирательной комиссии Светлана Сафонова, — будете присутствовать как наблюдатель от СМИ при инструктаже членов комиссии и при опечатывании урны». Двое крепких мужчин из комиссии (вообще-то в ней преобладает слабый пол) переворачивают урну объемом в добрый кубометр, демонстрируют наблюдателям, что в ней пусто, и опечатывают. Инструктаж, однако, несколько затягивается — в этом году введена новая форма учета избирателей: не по номерам домов, относящихся к участку, а по алфавиту фамилий проживающих на данной территории. Поэтому, когда председатель произносит: «Восемь утра, участок открывается!», на часах уже 8.05.

Впрочем, очереди желающих проголосовать не наблюдается. А поскольку я тоже проживаю на данном участке, то Светлана Сафонова предлагает проголосовать мне первому. Опуская бюллетень, слышу, как он падает в еще пустую урну, вслед за мной голосуют еще двое проживающих здесь же наблюдателей.

Первый избиратель «из народа» приходит в 8.15. «Специально пришла пораньше, чтобы проголосовать и поехать на дачу», — говорит пенсионерка Валентина Александровна. Не успела она проголосовать, как врывается ее ровесница, тезка и, можно сказать, соседка по даче. «Я специально приехала из Синявина, чтобы проголосовать первой, — бушует пенсионерка Валентина Михайловна. — Так битый час здесь хожу, ищу в темноте школу — никаких указателей, фонари не горят. Зашла в другую школу — №536, там тоже выборы — так они мне дорогу к моему участку показать не могли. Спасибо, какой-то гастарбайтер проводил. Мы и эту школу по кругу обошли, пока вход нашли. Я чуть в грязи не растянулась!»

Действительно, в темноте и не определишь, что в школе №543 проходят выборы. Надпись «Помещение для голосования» висит в центре фасада, под единственным горящим фонарем, вход же в школу никак не обозначен, а перечень адресов, относящихся к избирательным участкам (в школе их размещается три), спрятался за стеклом в неосвещенном окне. Впрочем, и внутри школы люди не могут с ходу найти нужное помещение для голосования — указатели маленькие, в глаза не бросающиеся, а списки, напечатанные на принтере на обычных листах формата А4, просто теряются среди школьных объявлений. Председателю и членам избиркома приходится успокаивать возмущенных пенсионерок — наиболее активную часть электората.

Пока не рассвело, на участке №1036 тишь да гладь. За первые два часа проголосовали меньше 50 человек из 2173 зарегистрированных. Зато к полудню, что называется, избиратель пошел косяком. И тут выяснилось: не только избиратели не находят своих участков, но и участки избирателей! Огромное количество людей, проживающих на территории участка №1036, но не внесенных в списки для голосования. К 15.00 количество их перевалило за сотню, а это свыше 5 процентов — пресловутого «избирательного барьера»! И на других участках картина сходная. «Что мы можем поделать, нам списки спускает территориальный избирком, — сокрушается Светлана Сафонова. — Мы можем только внести избирателей в дополнительный список».

К 17.00 из 2281 зарегистрированного и добавившегося избирателя на участке №1036 проголосовали 724 человека — свыше 30 процентов.

Борис ОСЬКИН, фото автора
↑ Наверх