Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Чтобы смотреть парусный спорт, им надо заниматься

В акватории Финского залива прошел Кубок Большой Невы — 64-я регата на призы «Вечернего Петербурга»

Невская губа в минувшую субботу преобразилась. Десятки белоснежных парусов прерывали линию горизонта. Это в Маркизовой луже проходил Кубок Большой Невы — традиционная парусная регата, учрежденная в 1948 году газетой «Вечерний Ленинград».

Линия старта позади. Впереди Кронштадт


«Оптимисты» тоже вышли в море

Выстрел с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости донесся до самой оконечности Петровской косы и «полетел» дальше. Гонка начнется через полчаса. А яхты уже «толпятся» у линии старта. Капитаны подстраиваются под ветер, придумывают маневры. Расчет должен быть очень тонким. Моряки ведь не сухопутные, которые могут встать у белой черты и ждать выстрела. На воде не постоишь. Когда начинается обратный отсчет, рулевому надо учесть силу ветра, скорость, местоположение соперников, постараться не попасть под их паруса с подветренной стороны, а вот самому хорошо бы закрыть кого-нибудь от ветра и на стартовый сигнал первым под полными парусами пересечь условную линию, «прочерченную» двумя буями. Хороший старт — залог победы.

И вот сигнал дан. Яхты вышли на дистанцию. Кубок Большой Невы в этом году — четыре дистанции: для яхт крейсерского класса, отдельная для «Драконов», отдельная для скоростных SB-20 (оба — малые килевые классы) и отдельная для парусных досок. Но SB-20 и доски решили стартовать в другие дни. В субботу же гонялись «крейсера» и «Драконы». Но на воду вышли не они одни.

У берега Лахты покачивают гафельными парусами «Оптимисты» — швертботы для юных яхтсменов. Ими бойко управляются мальчишки и девчонки. Они, каждый на своей яхте, сосредоточенно переводят взгляд с горизонта на снасти и обратно. Не дай бог поведет перо руля и забьется шкаторина или по парусу пойдут «волны» — тогда чувствительная лодчонка сразу потеряет ход. Для них все так же серьезно, как для капитанов больших килевых яхт на Кубке Большой Невы, который когда-нибудь возьмут и сегодняшние «оптимисты».

Попутный ветер на галсах дает команде передышку

Восточный ветер поднял спинакеры

Крейсерским классам предстоит пройти 20 миль. По треугольнику, на вершинах которого траверз Ольгинского буя, Северный буй банки Каменная, 14-й буй Кронштадт­ского фарватера. В общем, до Кронштадта и обратно. У «Драконов» дистанция небольшая — две петли, которые они «крутили» чуть ниже Лахты — Ольгина у яхтенного порта Геркулес, который активно участвовал в проведении вечёркинской регаты. Что радует, поскольку до сих пор частные яхт-клубы и спорт были несовместимы. Кстати, «Драконы» — удивительные яхты: спортивные обводы, сильные паруса, этот класс когда-то был олимпийским, и вполне заслуженно. Очень красивый был у них старт. Как и полагается драконам, которые на хорошем ветре чуть ли не летят над водой.

Но пока мы любовались «Драконами», паруса крейсерских яхт начали превращаться в белые точки — пошли к Крон­штадту.

Если честно, то смотреть регату не как красивое зрелище, а как спорт практически невозможно, особенно непрофессионалу. Да и не получится. Тут или вертолеты с камерами надо на несколько часов поднимать в небо, или на катерочке сопровождать гонщиков. Да, это не футбол. Спортивный азарт, восхищение мастерством участников, любование гонкой появляются только, когда ты сам на борту яхты сидишь на руле или тянешь шкоты.

А вы думаете, зачем «Вечерний Петербург» уже больше чем полвека проводит эту регату и рассказывает о ней? Именно для того, чтобы в парусный спорт приходили новые люди. Но об этом чуть ниже.

Успех в парусном спорте — это совокупность достижений: мудрость капитанов, расчет рулевого, сноровка команды.

На одном из участков дистанции яхты подхватил восточный, юго-восточный ветер. В небо сразу же взвились легчайшие и красочные, увеличивающие парусность лодок на попутных ветрах спинакеры. И при этом ветер дул относительно прямой, по которой шли яхты, так что капитанам приходилось отдавать команды к поворотам. Суда лавировали на попутном ветре. А это большая редкость — но зато какая скорость! И вот такие маневры — настоящая проверка для всей команды. Ведь что такое поднять спинакер? Надо подготовить парус, закрепить на мачте гик (направляющую, с помощью которой этот легкий парус держится «пузом»), зацепив за него нужный шкот. По команде парус должен взлететь вверх фаловым углом к топу мачты, а шкоты уже должны быть в меру выбраны умелыми руками матросов... При очередном повороте спинакер надо так же быстро спустить и поднять уже по другому борту яхты. Малейшее промедление — запутаются шкоты, застрянет фал, перекрутится парус — и ты дал соперникам фору.

500 яхтсменов на один кубок

В половине пятого вечера яхты начали финишировать. Сначала большие «крейсера». Часам к шести к финишу начали подтягиваться минитонники. Регата закончилась. Но кто победил, еще неизвестно. В гонке крейсерских яхт участвовали 17 зачетных классов. В каждом свой победитель. А еще и командный зачет.

Корреспондент «ВП» встречал на пирсе «Грезу», на которой помощником капитана гонялся председатель Санкт-Петербургского парусного союза (СППС) Сергей Алексеев.

— Как гонка? Как ветер?
— Погода была замечательная. Ветер 3 балла, дождя не было, светило солнце. Истинная романтика. И гонка удалась. Как сообщили судьи, не подано ни одного протеста (протест подается яхтой, когда ее экипаж видит, что соперник нарушает правила соревнований). Что редкость для гонок такого масштаба. Да, одна лодка по собственной вине села на мель, но ее быстро сняли.

— А масштаб был? А то яхтсмены в последнее время пессимистично смотрят на парусный спорт Петербурга…
— Был. Всего гонялись 105 яхт. 56 крейсерских. Такого еще не бывало.

— Сергей Павлович, я каждый год всем председателям Парусного союза задаю вопрос: может ли обычный человек, у которого нет денег на яхту, заняться парусным спортом — на крейсерской яхте или на швертботе? До сих пор все в ответ только разводили руками…
— Конечно, не так радужно. Детских секций почти не осталось. Одно время только к нам в Центральный речной яхт-клуб и можно было привести ребенка. Но сейчас подключился яхтенный порт Геркулес. При нем есть и детские секции, и, что до сих пор вообще казалось утопией, секция швертбота для взрослых. Если есть желание ходить на крейсерской яхте, надо просто прийти в Санкт-Петербургский речной яхт-клуб, в дирекцию, и спросить, на какую яхту можно пойти матросом. И будущему яхтсмену укажут капитана. Кстати, на Кубке Большой Невы было очень много новых ребят, много молодежи. В целом пятьсот человек гонялись. И это хороший знак.

Марины — не яхт-клубы

— Вы говорите о Центральном речном яхт-клубе. А другие?
— Увы. Я бы даже яхт-клубами их не назвал. Это частные марины, стоянки. Здесь еще с советских времен благодаря Федерации профсоюзов остались клубные яхты. Они постоянно гоняются. У нас 249 квалифицированных рулевых. А владельцы частных яхт в спорт пока не идут. Купил, нанял команду, пару раз в месяц вышел, покрутился в Маркизовой луже — и уже морской волк. Есть один-два положительных примера. Но это скорее исключение из правил. У нас же спортивная составляющая — обязательна. Посчитайте: 80 процентов участников Кубка Большой Невы — из речного яхт-клуба. И сейчас СППС пытается объединить яхт-клубы, привлечь их членов к спорту. Без этого у парусного спорта в Петербурге не будет будущего. Уже сейчас ощущается дефицит хороших тренеров, дефицит судей.

— Я слышал, чиновники тут воду делят?
— Это вообще парадоксальная ситуация. Оконечность Петровской косы — уже 150 лет территория яхт-клуба. Причальные набережные недавно перешли в ведение города. И арендаторы заключают договоры не с яхт-клубом, а с КУГИ. А вообще вода федеральная. Чтобы ею пользоваться, то есть чтобы буквально яхтсмены могли отходить от причала, как отходили до этого 150 лет, надо заключить с федеральными властями договор водопользования. А заключается он через аукцион. И этот аукцион тянется уже около года. И яхт-клуб сейчас бьется за воду. Хотя у девелоперов — для которых эта земля лакомый кусочек — нет ничего святого. Яхт-клуб ВМФ у «Лен­экспо», который был основан во времена Петра Первого и мог бы отметить 300-летие, мы уже потеряли. Теперь там элитное жилье. Но в морской столице должен развиваться парусный спорт. И СППС сделает все, чтобы любой желающий мог им заниматься.

Фото Сергея ТЕМЕСА
↑ Наверх