Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Корреспондент «ВП» побывал в новом театральном пространстве

Вчера журналисты впервые увидели новый театрально-культурный комплекс «Новая сцена Александринского театра» на набережной Фонтанки. И пусть с реки новое здание особо и не заметно, но при ближайшем рассмотрении дух от него захватывает.

Царство стали, стекла и бетона удачно соседствует с сохраненным историческим корпусом бывших театральных мастерских


Многофункциональный театральный центр «Новая сцена Александринского театра» — важный шаг в реализации стратегической программы «Новая жизнь традиции», провозглашенной в 2003 году художественным руководителем театра народным артистом России Валерием Фокиным. Уже 15 мая комплекс в полном объеме вступит в строй, приняв на свои площадки участников Международного театрального фестиваля «Александринский». Новое пространство, построенное на базе бывших театральных мастерских, состоит из малой сцены, медиацентра и учебного центра. Задача комплекса — привлечение творческой театральной молодежи к созданию оригинальной театральной продукции, обучение и повышение квалификации специалистов в области режиссуры, театрального дела.

При создании технически сложного театрального комплекса использованы технологии, применяющиеся в Европе, в том числе и в прославленном театре «Ла Скала».

Центральный вход, пока скрытый за синим забором. Первые зрители пройдут по этим ступеням уже 15 мая

Корреспондент «Вечернего Петербурга», посетив новое здание Александринки, не просто был приятно удивлен увиденным, но и включился в беседу с людьми, ответственными за создание этого комплекса.

— Насколько увеличится с вводом в строй новой сцены Александринского театра штат работников?
Игорь Сегеди, директор Александринского театра: — Вопрос правильный. Он уже вставал перед нами, когда мы после реконструкции въезжали в новое здание, где было установлено новое оборудование. В данном же комплексе все гораздо сложнее, раз в десять, наверно. Мы ведем набор, поиск специалистов. На данный момент Министерство культуры увеличило нам штат, вплоть до актерского состава. Но помимо всего нам сейчас потребовались специалисты, работающие с медиатехнологиями, и уже сейчас мы начали набор этих людей и, думаю, к осени полностью укомплектуем штат.

— Как сейчас складывается ситуация с жителями соседних домов? Есть ли какие-то конфликтные ситуации?
Заместитель департамента строительства ООО «Модуль Т» Дмитрий Точеных: — С момента начала строительства мы проводим постоянный мониторинг окружающих площадку построек. Да, экспертиза показала просадку некоторых прилегающих домов, после чего их фундаменты были усилены. За последний же год наблюдений просадок зданий не отмечено. Что касается жильцов, то мы прошли все квартиры и составили список тех, кто имеет к нам какие-либо претензии. Сейчас разрабатываем программу по ремонту. Мы не скрываем, что где-то появились трещины в подъездах, их ремонт будет осуществлен в течение нескольких месяцев. Все обращения граждан из близлежащих домов не остаются без внимания.

— Оборудовано ли новое здание с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями?
Юрий Земцов, гендиректор архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры»: — Мы проходили экспертизу уже тогда, когда без учета всего необходимого для инвалидов пройти ее было просто невозможно. К первому этажу ведут пандусы, помимо них установлены специальные подъемники.

Однако простым диалогом со строителями встреча не ограничилась: нам удалось посмотреть на новое сценическое оборудование. Вместе с Игорем Борисовичем Сегеди мы вышли на один из балконов, нависших над сценическим пространством. Над головой — осветительная аппаратура, пока что затянутая защитной пленкой, а внизу — обширная сцена, в центре которой бесшумно и плавно поднимались и опускались платформы, являющиеся частью сцены с изменяемой геометрией поверхности.

— Внизу, по краям сценического пространства, находится подъемный амфитеатр, образующий шесть рядов, — начинает объяснять устройство зала директор театра. — На них выставляются мобильные кресла на специальных площадках, что позволяет их быстро снять и переставить. Максимальная вместимость зала — 300 человек. Мы предполагаем около четырнадцати вариантов расположения зрительских мест. Могут быть сформированы сцена-арена, сцена-дефиле, может быть образована и классическая сцена. Само сценическое пространство разделено на 12 подъемно-опускных площадок, которые мы между собой называем столами.

Те самые подъемные платформы, способные изменить сценическое пространство до неузнаваемости

Игорь Борисович указывает на платформы, зависшие в нескольких метрах над полом:

— Каждая из них может подниматься на два метра вверх и ровно на столько же опускаться вниз, то есть под пол. При этом они все это могут делать по одной или все вместе.

— Чем еще удивит зрителя и без того удивительная площадка?
— По краям сценического пространства расположены еще шесть площадок, имеющих другие габариты — 2,5 на 4,5 метра, которые не только могут подниматься, но и используются как хранилища реквизита, и из них его оперативно можно извлечь на сцену. Также каждая из этих площадок оборудована «люком провала», позволяющим обеспечить быстрое исчезновение артиста под сцену.

— Пять окон в стене напротив — они тоже имеют какое-то «игровое» назначение?
— Они имеют выход на внешнюю галерею, через которую открывается вид на наш двор. Во дворе может быть развернута некая внешняя инсталляция, которая может использоваться в ткани спектакля. Также эти окна закрываются автоматическими створками, опускающимися сверху.

— В последнее время принято обещать «потрясающую акустику»…
— Пространство зала по стенам обшито специальными панелями треугольной формы, которые обеспечивают хороший звук в помещении вне зависимости от его внутренней конфигурации, можно даже не использовать системы усиления звука.

— А что у нас над головой? Вижу какие-то решетки…
— Там находится так называемое колосниковое пространство, в котором располагаются на специальных дорожках 48 лебедок, каждая из которых способна поднять 250 кг. Высота зала до колосников — 8,2 метра, сами колосники до своего потолка — 2,5 м. Над всем этим располагается еще таких же размеров репетиционный зал, точно такой же по площади. Не исключено, что он может быть использован и для круглых столов при работе со студентами, а может, режиссеры тоже захотят там что-нибудь поставить.

↑ Наверх