Газета выходит с октября 1917 года Friday 19 апреля 2024

Дача Месмахера стала жертвой высоких технологий

Памятник деревянного зодчества в Шуваловском парке гниет под дырявой кровлей и «крышей» ВНИИ токов высокой частоты

Михаил Мильчик, ведущий специалист по истории деревянного зодчества России,  говорит: «Я доволен тем, что забили тревогу по поводу этой дачи. Архитектор Максимилиан Месмахер строил ее для своего брата в 1870 году. А это очень интересно, когда архитектор делает для себя и близких, когда он не ограничен заказчиком. Дом изумителен по изобретательности! Здесь разные эркеры — и плоскостные, и башенками. Здесь немножко готики и немного древнерусского. Разные профили обшивки, и горизонтальной, и елочкой — сохранившейся на 95 процентов. Чем больше на дом смотришь, тем больше видишь», — посвящал Михаил Исаевич в уникальные достоинства этого объекта участников градозащитных чтений, ставших уже еженедельными в Петербурге.

Памятник нуждается хотя бы в противоаварийных работах.

Объект — гибнущий. Ему осталось 7 или 8 лет, по мнению Михаила Мильчика, являющегося заместителем директора по научной работе НИИ «Спецпроектреставрация» и заместителем председателя Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга. Дачей Месмахера в Шуваловском парке владеет ФГУП «ВНИИ ТВЧ», или Институт токов высокой частоты имени В. П. Вологдина, флагман прогресса в своей отрасли начиная с 1947 года. 

На своем сайте это федеральное учреждение, относящееся к государственной  корпорации «Ростехнологии», с достоинством сообщает о том, что располагается в Шуваловском парке — в ансамбле памятников архитектуры и садово-паркового искусства ХVIII века федерального значения, включенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В интервью для СМИ Петербурга сознается, что бедствует, что испытывает нехватку средств. У института нет денег на ремонт крыши и водосточных труб. Институт-флагман не обладает способностью хотя бы заколотить окошки под крышей, в которые попадают снег, влага, свищет ветер. 

«Всего лишь утраченная водосточная труба! Окошечки, не имеющие заполнений! Для этого не нужны многомиллионные вложения, даже сотен тысяч рублей не надо. Но два-три года — и речь пойдет о миллионах. А через семь-восемь лет ни о чем не пойдет: дом погибнет», — считает Михаил Мильчик. 

По сообщениям КГИОП, институт подписал охранное обязательство на дачу Месмахера в 2005 году. Тревогу по поводу ее состояния забили в Петербурге именно общественники. Те фотографии, на которых мы видим плачевное состояние здания, сделали тоже общественники. Редакции «ВП» их предоставил Всеволод Пежемский — педагог, руководитель подростково-молодежного археологического клуба. Воспитанники клуба устраивают экспедиции по гибнущим памятникам Петербурга, Ленинградской области. Участвуют в восстановительных работах на Псковщине и Новгородчине, в Карелии. 

«Вот вам национальная идея: сохранение  того, что мы получили в наследство. Иначе мы рубим корни, на которых стоит дерево, стоит сама наша страна», — замечает Михаил Мильчик. Он изучает деревянное зодчество России с 1960-х годов. Увы, в той обширной коллекции фотоизображений объектов деревянной архитектуры, что составлена им за десятилетия, подавляющее большинство — уже погибшие: сгоревшие, обрушившиеся, разоренные непрофессиональной реставрацией либо «нехваткой финансирования». При том почти все памятники формально были под охраной государства.

Шуваловский парк — объект федерального значения. Фото: Всеволода Пежемского

↑ Наверх