Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Дагестанский кинжал и кавказские чувяки поэта

В Пушкинском доме открыл двери обновленный Лермонтовский зал

На выставочной площадке прибавилось пространства и света. Серый цвет стен заменили терракотой, «приближенной к цвету ментика» (как поясняют музейщики). Появились новые экспонаты — рукописи, рисунки. Открытие реконструированного зала стало первым мероприятием в череде торжеств, посвященных 200-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова.

— Обновления музеям время от времени необходимы, — рассказала корреспонденту «ВП» заведующая литературным музеем Пушкинского дома Лариса Агамалян. — Иначе выставка, обстановка устаревают. Тем более Лермонтовский зал — это одна из изюминок нашего института. Двести лет прошло со дня его рождения, Лермонтов превратился в имя, во что-то эфемерное. А тут — собрание материальных ценностей! Через которое можно увидеть живого человека, с юных лет до последнего дня.

«Мадонна с младенцем» — рисунок 17-летнего Лермонтова.

В собрании коллекции — личные вещи поэта. Кривая стальная шашка с позолотой. Дагестанский кинжал. Кавказский пояс. Эполеты корнета лейб-гвардии Гусарского полка с одной звездочкой. Икона Иоанна Воина — подарок бабушки Елизаветы Алексеевны. Машинка для обрезания гусиных перьев. Щеточка для ногтей. Театральная трубка. Карандаш, вынутый из кармана кителя Лермонтова сразу после его смертельного ранения 15 июля 1841 года.

Гордость музея — живописные полотна и рисунки, выполненные поэтом. Это и батальные сцены, и пейзажи, и жанровые зарисовки, среди которых, например, «Лезгинка», «Военно-Грузинская дорога», «Черкес с трубкой». Портретная галерея включает почти все прижизненные изображения самого Лермонтова, а также его родственников, друзей, сослуживцев, адресатов лирики. Тут же автографы «Паруса», «Кинжала», «Героя нашего времени».

Отдельного музея Лермонтова в Петербурге нет (он существовал с 1883 по 1917 год). Многим петербуржцам такое положение дел видится несправедливым. Впрочем, у сотрудников Пушкинского дома на этот счет свое мнение.

— Сегодня много говорится о квартире Лермонтова на Садовой, 61, которую нужно отдать под музей, — поделилась Лариса Агамалян. — Ее поэт снимал для своей бабушки в течение года. По сути это случайная квартира, в которой он почти не появлялся, проводя время на маневрах и в казармах. Да, в этом доме он написал свое знаменитое «На смерть поэта». Но мне кажется, вокруг истории с квартирой создан искусственный ажиотаж...

От себя заметим, что в Петербурге Лермонтов жил два года в конце 30-х годов XIX века и приезжал неоднократно позже. Он снимал квартиры на Торговой улице, Садовой, Сергиевской, на набережной Фонтанки. Любил посещать Александринский театр. Много времени проводил в Царском Селе, Стрельне, Петергофе. Много раз сидел на гауптвахте, в том числе в здании Генерального штаба. Посещал балы-маскарады в знаменитом доме Энгельгардта на Невском. На Парголовской дороге состоялась его первая дуэль — с сыном французского посла (которая кончилась бескровно). Так может быть, все-таки правы петербуржцы, желающие видеть в своем городе отдельный музей любимого поэта?..

↑ Наверх