Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Дамы и господа, крутите педали!

14 сентября по городу пройдет необычный велопробег в исторических костюмах

Как рассказала историк моды Мэган Виртанен, вдохновитель и организатор пробега, он будет называться «веловояж «Пять мостов».

Мэган Виртанен.

По мнению Мэган Виртанен, это не просто спортивное соревнование, а именно исторический пробег, вызывающий у болельщиков не только выплеск адреналина, но и восхищение красотой зрелища. Цель его — показать, как могут быть красивы велосипедисты в исторических костюмах на фоне великолепных панорам Петербурга. Кроме того, Мэган мечтает сделать этот праздник не только для тех, кто увлекается реконструкциями, но и для всех, кто любит спорт. В идеале, полагает она, праздник должен стать семейным. Мэган Виртанен любезно согласилась дать «Вечёрке» эксклюзивное интервью о предстоящем событии.

— Мэган, для начала расскажите, пожалуйста, о пробеге. Маршрут, количество участников, кто будут эти участники?
— Велопробег «Пять мостов» стартует с площади Искусств и пройдет по Михайловской улице, Невскому проспекту, Малой Морской улице, Исаакиевской площади, Сенатской площади, Английской набережной, Благовещенскому мосту, Университетской набережной, Кадетской линии, Тучкову мосту, проспекту Добролюбова и Кронверкской набережной, финиширует в Петропавловской крепости.

— Сколько будет участников?
—  Сейчас пока сложно предсказать количество участников. Но в прошлые велопробеги было от 300 до 400 велосипедистов.

Амелия Блумер даже не подозревала, что ее фамилией назовут велосипедные брюки.

—  Кто может участвовать в этом красивом зрелище, названном историческим пробегом?
— Любой желающий, который позаботится о создании исторического костюма. Все остальное значения не имеет. Могут участвовать люди разного возраста, было бы здоровье.

— Мэган, я читала, что дамы впервые сели на велосипед где-то в середине XIX века. Но для этого нужны были особые костюмы, которые, как многие считали в обществе, совершенно не подходили женщинам. Первопроходцем была смелая женщина Амелия Блумер — она придумала специальный костюм, в том числе знаменитые пышные штаны, которые так и называют до сих пор блумерами.
— Это не совсем так. Когда в 1851 году Амелия Блумер в своем журнале «The Lily» начала пропагандировать комплект, состоявший из длинных брюк и юбки, укороченной до середины икры (кстати, она не является изобретательницей этого костюма, его придумала Элизабет Миллер), то это не имело никакого отношения ни к велосипедам, ни к спорту. Речь шла только о реформе женского костюма, чтобы сделать его более удобным. Идея женщины в брюках встретила жесткое осуждение со стороны общества, считавшего, что ношение женщинами брюк есть нарушение «естественного порядка». К концу 1850-х годов и Амелия Блумер, и прочие «прогрессивные женщины» полностью отказались от этой идеи. Но название «блумеры» закрепилось за идеей женских штанов — и так крепко, что когда спустя 30 лет, в 1890-е годы, велосипедный спорт вошел в моду среди женщин, новый вариант брюк — широкие короткие шаровары — снова обозвали блумерами, хотя они были совершенно не похожи на то, что предлагала сама Блумер.

Шаровары вышли из моды еще в конце 1910-х.

— Как развивался велосипедный костюм дальше?
— В 1890-е годы шаровары-блумеры начали пользоваться популярностью у женщин-велосипедисток, но далеко не у всех — например, Валентина Лелонг, в 1896 году проехавшая в одиночку на велосипеде от Чикаго до Сан-Франциско, проделала это в юбке. Общество в целом хорошо относилось к идее женского велосипедного спорта, он считался полезным для здоровья, — но к блумерам далеко не однозначно. Например, во Франции были приняты законы, согласно которым женщина могла быть одета в блумеры только при условии, что была на велосипеде. К концу 1910-х годов шаровары-блумеры вышли из моды, а в 1920-е женщины начали носить обычные длинные брюки для велопоездок, хотя и это приветствовалось не везде, юбка оставалась предпочтительной опцией. Только в период Второй мировой войны брюки и шорты, а также юбки-брюки стали общепринятой женской одеждой для поездок на велосипеде.

— Как прилично ездить на велосипеде сегодня? Как нужно одеваться (если не на соревнованиях, а в городе)?
— В наши дни прилично практически все, такова уж современная мода. Поэтому, полагаю, каждый может выбрать именно то, что ему или ей больше подходит. Хотя для исторического велопробега участникам придется соблюсти дресс-код.

— Несколько слов о дресс-коде, пожалуйста.
— Велопробег подразумевает, что все его участники должны быть в исторических костюмах первой половины XX века или же в стилизованных под эту эпоху костюмах. Также желательны винтажные велосипеды.

Брюки и шорты стали у дам обычной формой для велопоездок в период Второй мировой.

Винтажный велопробег «Пять мостов» стартует с площади Искусств и пройдет по Михайловской улице, Невскому проспекту, Малой Морской улице, Исаакиевской площади, Сенатской площади, Английской набережной, Благовещенскому мосту, Университетской набережной, Кадетской линии, Тучкову мосту, проспекту Добролюбова и Кронверкской набережной, финиширует в Петропавловской крепости.

↑ Наверх