Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 17 сентября 2019

«Dance Open»: главное — создание нового

Поклонники балета, и особенно современного, ликуйте — открытие XIII международного фестиваля балета состоялось!

Фестиваль проходит в городе с 23 по 28 апреля. Перед началом руководитель «Dance Open» Екатерина Галанова в очередной раз напомнила, что тринадцатый фестиваль — «это немного волнительно, конечно. Но это не повод для суеверных страхов. Скорее — для раздумий и изменений». Мистика вся свелась к тому, что на встрече организаторов с прессой пару раз сама собой начинала звучать зловещая тема феи Карабос из «Спящей красавицы». А изменения, очевидно следующие за раздумьями, действительно произошли.

Перед петербуржцами выступят звезды мирового балета.

Нынешний фестиваль проходит только на одной площадке — на сцене Александринского театра. По замечанию руководителя фестиваля, «здесь можно заниматься творчеством, не думая ни о каких проблемах». 

В этот раз организаторами был сделан акцент в первую очередь на современной авторской хореографии. Это и американская хореография Дуайта Родена и Джея Ман Джу на открытии фестиваля. Это и французская хореография Тьерри Маландэна — 26 апреля его работу «Magnifique» на музыку Чайковского исполнит труппа «Malandain Ballet Biarritz». Сам Тьерри, кстати, прислал видеопривет фестивалю — прямо из Франции и сказал, что особенно рад первому визиту своей труппы в Петербург. Это и работы голландца Ханса ван Манена — величайшего хореографа современности, признанного гения, как его отрекомендовала Екатерина Галанова. Авторская программа, также подготовленная им специально для фестиваля, будет показана 27 апреля Национальным балетом Нидерландов, одной из самых уважаемых и интересных трупп в мире.

— Если говорить про финальное гала, которое пройдет 28 апреля, то там будет представлено великое множество разнообразных хореографов — и независимых, и приверженцев более классического стиля, — добавила руководитель фестиваля.

Среди солистов будут мировые звезды балета: Иржи Бубеничек, Йон Вальехо, Сара Мишель Муравски из дрезденской «Земпероперы», Наталья Осипова из Королевского балета «Ковент-Гардена», Мисти Копланд из Американского театра балета. В финальном концерте примут участие и российские звезды — Виктория Терешкина из Мариинского, Кристина Кретова и Семен Чудин из Большого.

— Неизменными остались базовые вещи, — сказала Екатерина Галанова. — Например, наши мастер-классы традиционно пройдут в Театре балета имени Л. Якобсона. Конечно, за семь дней ничему нельзя научить детей, студентов. Но они настолько заряжаются любовью к балету, уважением к русской культуре, что, как мне кажется, это очень важное и нужное дело. Это работа на будущее.

Гала юных звезд балета «Dance Open» можно будет увидеть в Театре «На Литейном». А завершится фестиваль церемонией вручения премии в Мраморном зале Российского этнографического музея.

— Вручение премии — это тоже очень серьезная задача, — заключила Екатерина Галанова. — Потому что здесь, в Петербурге, на родине русского да и мирового балета, собираются руководители лучших трупп мира. И даже не так важно, кому будет присужден очередной приз. Но из этих обсуждений, из обмена опытом, из общения за круглым столом возникает что-то новое.

— Почему город поддержал этот проект? — задала риторический вопрос заместитель председателя комитета по культуре Юлия Васютина. — Во-первых, фестиваль проходит уже в тринадцатый раз. Такая долгая биография — признак профессионализма. Ведь часто бывает, что фестивали вспыхивают, как искра, и на следующий же год закрываются. А тут организаторам уже многие годы удается поддерживать интерес зрителей. Во-вторых — безупречная репутация фестиваля не только у публики, но и среди профессионального сообщества. И наконец, задачи «Dance Open» соответствуют тому высокому уровню, к которому стремится наш город как культурный центр. Организаторы пообещали нам, что подтвердят статус Петербурга как мировой столицы балета.

Кажется, дело к тому идет. Организаторы рассказали, что в этом году все билеты были распроданы задолго до начала фестиваля. Стало быть, зритель оценил усилия, сделанные в предыдущие годы.

«ЭТО НЕ СОСТЯЗАНИЕ — ЭТО ПРОСТО ИСКУССТВО»

Улучив момент, мы подошли к  Джею МАН ДЖУ, хореографу американской труппы «Complexions Contemporary Ballet», группе — открытию фестиваля, и задали несколько вопросов.


— Джей, на пресс-конференции вы сказали, что миссия вашей труппы — объединение на одной площадке представителей различных наций, людей с разным опытом. Что самое сложное в этом процессе?
— Тут, конечно, самая большая проблема — не происхождение людей и не цвет их кожи, а различный танцевальный опыт. Но тут есть и существенный бонус: у каждого развился свой собственный уникальный талант. У нас танцуют не только солисты, конечно, тут есть и групповые номера. И задача — обнаружить единство между этими разными танцовщиками. Когда мы работаем, я не думаю о том, насколько это сложно. Я обращаю внимание на то, что это — интересный и обогащающий процесс. Когда в результате трудов появляется это единство — я воспринимаю его как высшую награду.

— На открытии вы представили три композиции: одна на музыку Рахманинова, в другой звучит Стиви Уандер... А вот это объединение абсолютно разной музыки для вас представляет проблему?
— Да — разный стиль, разное время, разные истории, стоящие за этой музыкой. Но наши танцовщики заслуживают некоторое разнообразие, мы не хотим держать их на одной музыке. Это как с диетой — скучно питаться все время только итальянской кухней. Нужно разнообразие. Но наша музыкальная миссия — едина.

— Я имею в виду, вы не ловите себя на том, что подсознательно выстраиваете иерархию: «Вот это серьезная, классическая музыка, а это — что-то легкое»?
— Ну, у нас ведь современный балет. Тут нужно быть готовым к тому, что все возможно. Правил нет. Даже если мы берем классическую музыку — она может измениться как угодно, непредсказуемо. И точно так же танцу под классику не обязательно сохранять традиционную форму. У всех наших танцоров за плечами  классическая сцена. Так что они могут применять в современном балете и элементы классики. Движения могут оказаться совершенно неожиданными, нешаблонными. Мы одинаково уважаем и традиции, и перемены. Я вообще очень люблю классику, она прекрасна. Но мне хочется работать с ней как-то более креативно, использовать воображение.

— Россия, наверное, более традиционна в этом смысле?
— Тут сильна традиция. Но и мастерство в России на превосходной высоте, мало кто умеет танцевать на уровне русского балета. Роль России в становлении балета отменить невозможно, и я очень уважаю ее за это...

— А нет у вас ощущения, что придется что-то доказывать русской публике, привыкшей к этому высокому уровню, бороться за признание и за право на вольное обращение с классикой?
— Нет, доказывать ничего не надо будет. Просто смотрите и наслаждайтесь. Не важно, кто на сцене: американцы, европейцы или азиаты. Это не состязание, не политика и не спорт — это просто искусство, объединяющее людей. У нас у всех своя, разная жизнь, но все мы работаем, едим, спим... С искусством то же самое. При том что в России такая мощная классическая школа, меня радует, что публика здесь совершенно не консервативна, открыта. Люди все смотрят с удовольствием и подзаряжают позитивом. Приятно здесь быть. Я в Петербурге в третий раз, хотя на «Dance Open» впервые. Город я успел посмотреть в прошлый раз. Не только Эрмитаж, он весь — сплошное искусство, с ума сойти. Везет вам, здесь живущим!..

↑ Наверх