Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Даниил Гранин: Наслаждаюсь видом людей, слушающих музыку

Cвой юбилей знаменитый петербургский писатель отметил в Филармонии

Даниилу Гранину исполнилось 95 лет 1 января. Но широко юбилей писателя и почетного гражданина Петербурга отпраздновали только 13-го, в канун 1 января по старому стилю. И отпраздновали с размахом. В Большом зале Филармонии собралось множество поклонников, друзей, коллег-писателей и поэтов. Кроме того, этим же вечером в Филармонии открылся и XII фестиваль «Почетные граждане Санкт-Петербурга», так что и носители этого звания здесь присутствовали во множестве, и во главе их — сам Гранин.

В фойе Филармонии — фотовыставка, посвященная жизни писателя.

«Вы заражаете совестью окружающих»

— Даниил Александрович, как-то глупо получается: только что я вас поздравлял лично, теперь придется еще раз, — сказал, поднявшись на сцену, Олег Басилашвили, тоже почетный гражданин города. — Эти поздравления — не только мои, но и от группы почетных граждан. Очень трудно передать то чувство, которое владеет мною. Встреча с вами или с вашими книгами, что то же самое, наполняет меня каким-то спокойствием. Верой в то, что жизнь дана человеку не зря. Даже в страшных вшивых блокадных окопах люди верили в жизнь, находили радость.

Мало того. Рядом с вами я все время чувствую, что у меня тоже есть качества, о которых говорите вы. Например, это редкое явление: совесть. Еще — порядочность. Честь. Спасибо, что вы ими обладаете и заражаете ими окружающих. Живите долго, пишите и радуйте нас.

И Олег Валерианович прочел «Послушайте!» а после – «Скрипка и немножко нервно» Маяковского.

Вице-губернатор Василий Кичеджи поздравлял Даниила Гранина не только от себя, а еще и от имени губернатора Георгия Полтавченко, который «к сожалению, находится в Китае и не мог присутствовать здесь, в прекрасном храме искусства».

— Мы сейчас разговаривали, — обратился вице-губернатор к публике. — И Даниил Александрович говорит мне: срочно займитесь библиотеками. Они должны стать культурными центрами… Вот как он всегда заботится о популяризации литературы. Я хочу сказать нескромно: я был отличник. Меня еще в третьем классе приучили не просто читать, а приходить и пересказывать то, что я прочитал. И одной из моих первых книг был роман «Искатели» Даниила Гранина — роман об ученых. Я уверен, что в развитии космоса и всей нашей промышленности, науки есть очень большая его заслуга. Да, по сравнению с Москвой мы, Петербург, не первые. Но мы и не вторые. Такого созвездия ярчайших людей нет даже в столице, в этом я вас уверяю.

Даниил Александрович принимал поздравления, сидя в ложе, но для ответной речи поднялся на сцену.

«Вы — молодой»

После поздравлений был концерт. Звучала только та музыка, которую хотел услышать юбиляр: во-первых, концерт №21 любимого композитора Даниила Гранина — Моцарта. 

Исполнили «Мой город» Василия Соловьева-Седого, а также киномузыку: вальсы Андрея Петрова к фильмам «Бедный бедный Павел» и «Петербургские тайны» и вальс Исаака Шварца к картине «Дикая собака Динго». Выступал симфонический оркестр «Классика» под управлением дирижера Александра Канторова.

Прозвучал еще финал Весеннего концерта Сергея Слонимского. Сам композитор тоже был здесь и поздравил писателя со сцены:

— Вы — защитник культуры. У вас есть прекрасное чувство юмора и чувство нового. Вы молодой человек. И короткий финал моего концерта адресован вам, как молодому человеку.

— Я знаю Даниила Гранина пятьдесят лет, — сказал нам позже, за кулисами, композитор. — Он был младшим коллегой моего отца, который очень ценил его первые произведения. Мы встречались потом на даче в Репино, на днях рождения общих друзей... С 60-х годов Даниил Александрович начал активно интересоваться музыкой, ходить в Филармонию. И он очень помогает большой музыке именно тем, что посещает наши симфонические концерты: Бетховена, Малера, Брамса. Он оказывает своим присутствием и веским словом всем нам большую поддержку, и мы чувствуем себя защищенными.

Юбиляра поздравить пришли не только Валерий Гергиев и Юрий Темирканов, но и множество других известных людей Петербурга.

Он весь — дитя добра и света

Поздравляли Даниила Александровича не только публично. К любому в фойе подойди — услышишь что-то хорошее.

— Мои любимые книги у Гранина — «Искатели», «Зубр», — сказала нам блокадница Вера Файнзильберг. — А кроме того, я старалась не пропустить ни одного его выступления. Они всегда были замечательные, умные, острые, на злобу дня… не на злобу, а на добро! Он чистый и великий человек — и по судьбе своей, и по тому, как он влияет на общество.

— Даниил Гранин близок мне, во-первых, как технарь, — рассказал Ростислав Яковьюк, бывший главный специалист «Ленэнерго». — Он закончил Политех, трудился в «Ленэнерго», так что мы — коллеги в каком-то смысле. Он и писал про инженеров. А та правда, которую он написал про блокаду… В 1982 году тираж «Блокадной книги» был всего 100 тысяч. Я с большим трудом ее достал. Читал тогда со слезами. Сейчас — еще сильнее плакать хочется. Гранин — человек с гражданской позицией. Мне близко его правдолюбие. Он при любых правительствах не преклонялся никогда и ни перед кем за свои 95 лет — дай ему Бог прожить еще столько же. 

— «Иду на грозу», «Зубр» — это те книги, на которых мы воспитывались, — поделились профессор Военно-морской академии Олег Асташенко и ведущий научный сотрудник ЦНИИ им. Крылова Вениамин Папинов. — А его «Блокадная книга» нас всех просто положила. Главное у него — это любовь к жизни и любовь к людям. Мы желаем ему отметить столетие, доброго здоровья и всего наилучшего.

Сергей Слонимский порадовался, что Даниил Гранин любит и современных композиторов.

Несколько слов в благодарность всем поздравителям сказал и сам Даниил Александрович, выйдя на сцену. А потом он просто поразмышлял вслух. Это была полупроповедь-полубеседа с нами, читателями. И все притихли, слушая его негромкий голос:

— Спасибо вам всем за то, что пришли. Поздравляю вас со старым Новым годом — это очень милый, «резервный» праздник… Вы знаете, я очень люблю нашу Филармонию. Она — особый дом, с особым ароматом, традициями. И с особой публикой. Я обычно сажусь там, за колонной — чтобы видеть и дирижера, и слушателей. Я наслаждаюсь видом людей, которые слушают музыку. Это уникальное зрелище. Мы, питерцы, считаемся довольно замкнутыми, холодными людьми. Но здесь думаешь:

Простим угрюмство — разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь — дитя добра и света,

Он весь — свободы торжество! — процитировал писатель Блока. — Вы знаете, музыка преображает человека. Зал и все люди исчезают для него. Он вступает в какой-то диалог души с музыкой. Так действует и любое искусство. А в наших условиях, условиях жизни в огромном мегаполисе, очень важно иметь какое-то пристанище для души...

↑ Наверх