Газета выходит с октября 1917 года Monday 6 мая 2024

Датчане тоже пишут о белых ночах

И не собираются отказываться от традиционных газет

За последние полгода Россия стала площадкой для проведения выборов разных уровней — местных, парламентских, президентских. А с возвращением выборности губернаторов в октябре предстоят еще и выборы глав пяти регионов. Как СМИ навести мосты между политиками и гражданами? Что вправе или не вправе делать журналист, освещая выборный период? В этом смысле интересен западный опыт — например, Дании, считающейся чуть ли не оплотом демократических выборов, там даже видеокамер на избирательных участках нет — настолько все честно и прозрачно. Но идеализировать тоже не стоит. Вот датский журналист, редактор Сёрен Вормслев (на фото), который освещал выборы в Европейский парламент, провел семинар для российских журналистов по теме «Освещение местных, региональных и федеральных выборов в СМИ», организованный Институтом региональной прессы при поддержке Центра журналистики Северных стран. Сёрен впервые в Петербурге, привез сюда ворох газет — «Политикен», «Берлингске», «Моргенависен Юлландс-Постен», чтобы показать, как датские СМИ освещают выборы (в сентябре прошлого года датчане выбирали премьера), привез спецвыпуск газеты, в которой он работает, где на обложке был напечатан бюллетень и по пунктам объяснено читателям, когда начинается и когда заканчивается голосование.

Теперь не скажут, что в Дании белые медведи ходят по улицам.

Сегодня Сёрен отвечает на наши вопросы.

— С Данией у России давние связи — мы знаем про принцессу Дагмар, ставшую мамой российского императора Николая II, знаем сказки Андерсена, часто цитируем принца датского Гамлета… А что в Дании знают о России?
— Датчане хорошо представляют себе нашу совместную историю — не только принцессу Дагмар, но также и все основные исторические события последнего времени. Датчане прекрасно знают, что Россия — огромная страна, а СССР был еще большей страной, знают, что мы вместе воевали на фронтах против общего врага…

— Но ведь стереотипы в мире очень сильны — многие до сих пор представляют Россию как страну матрешек, медведей, водки...
— Россия — не единственная страна, про которую ходят такие слухи. Если вы приедете в Центральную и Южную Европу, там люди то же самое говорят про Данию — что у нас белые медведи ходят по улицам. К счастью, в последние 20 лет стали возможными путешествия по России и очень многие датчане посетили вашу страну и убедились, что здесь огромный пласт культуры, театры, замечательные дворцы стали доступны для осмотра…

— И не только рядовые датчане — осенью прошлого года в Петербург приезжала королева Дании Маргрете Вторая с супругом и сыном — кронпринцем Фредериком. Королева встретилась с первыми лицами государства, посетила Петропавловскую крепость, прочитала лекцию в Университете — это широко освещалось в прессе… 
— Безусловно, за последнее время картина мира сильно расширилась и датские журналисты тоже пишут о белых ночах, о каких-то других вещах. Стереотипы, о которых вы сказали в начале, уходят…

— Кстати, о журналистах. Чего греха таить, к нам иногда относятся пренебрежительно, иногда — враждебно, бывает, разобьют технику, а если кто-то кому-то сильно мешает — даже убивают. Как с этим обстоит в Дании?
— Есть одна большая разница между нами: у нас в Дании журналистов, как правило, не убивают. Нас действительно волнует, что в России такое случается, — в Дании есть даже постановка, посвященная этой теме. Конечно, нельзя говорить, что журналисты Дании абсолютно независимы, — это не так. Всегда есть главный редактор, который принимает решения и несет за них ответственность. Также не могу сказать, что к нашим журналистам радужное отношение — потому что их воспринимают как людей, задающих неудобные вопросы. Между прочим, у нас проводятся опросы на тему: людям каких профессий больше всего доверяют граждане. К сожалению, журналисты находятся в конце списка.

— Если вспомнить скандал с карикатурами, разразившийся в датской прессе несколько лет назад, угрозы, посыпавшиеся в адрес изданий, перепечатавших рисунки, которые мусульмане посчитали для себя оскорбительными, то можно сказать, что все обошлось без жертв, скандал удалось замять. Но в отношениях с мусульманским населением Дании остается ли напряженность? 
— Вначале, когда разразился этот скандал, никто даже не предполагал, что он вызовет такую реакцию в мусульманском обществе. Но мы извлекли уроки и теперь знаем, как мусульмане относятся к таким вещам. Но даже сейчас нет однозначного мнения: должна или не должна была газета печатать эти карикатуры? Сложный вопрос, но мое мнение — во время этих событий мы смогли вступить в диалог с мусульманской общиной, смогли что-то из этого вынести для себя новое, что, я считаю, позитивно. Но тут нельзя однозначно описывать всех мусульман, потому что внутри мусульманской общины есть много разных людей, в том числе и огромное количество тех, что полностью поддерживают датское общество. Эта дискуссия до сих пор остается политическим вопросом.

— Вы, когда демонстрировали нам газеты, рассказали, что один кандидат в предвыборной программе предлагал избирателям избавиться от бюрократии. Значит, не только в России, но и в Дании борются с бюрократами?
— Да, есть такая специфическая проблема (улыбается)…

— И еще одна «специфическая» проблема — уход печатных СМИ в Интернет. Поделитесь прогнозом: исчезнут ли газеты в будущем?
— Я не думаю, что газеты исчезнут, во всяком случае  надеюсь на это… Они просто станут более эксклюзивным продуктом и более дорогим. Еще одна идея может быть реализована: поскольку сейчас  практически у каждого человека есть принтер, то, если он будет получать газету на свою электронную почту и распечатывать ее, это будет дешевле…

— А мне лично нравится мысль одного американского главного редактора: «Пока газету можно свернуть и положить в карман, она не исчезнет»…
— И я c этим согласен (улыбается).

 

— В России собираются создавать общественное телевидение, которое выпускало бы качественные передачи и существовало за счет налогоплательщиков. Есть ли у вас подобный канал? 
— У нас есть телевидение, которое можно назвать общественным, — оно служит интересам общества, поэтому оно самое популярное. У нас два национальных телерадиовещательных канала, разница между ними — на одном вообще нет рекламы, а на другом она есть. Конечно, существуют определенные запреты на сцены насилия, убийства, но они действуют в кинотеатрах. А на телевидении, когда показывают новости, обычно предупреждают, что эта программа содержит сцены насилия, поэтому подросткам лучше ее не смотреть. 

— А какое место на телевидении занимают политика, культура и «социалка»?
— Конечно, основное место в новостях занимает политика, а если брать вещание на радио, то с четырех дня до десяти вечера там идут программы, в которых просвещению отводится часа полтора.

— В марте на выборах президента России ввели новшество — оборудовали видеокамерами почти все избирательные участки. А как в Дании с этим обстоит дело?
— Да, у нас нет необходимости в видеокамерах на участках, потому что все контролируется. Поэтому у нас практически нет нарушений. И председатель какой-то одной партии ничего не может сделать, потому что с ним сидят наблюдатели от других партий.

— Что бы вы пожелали российским журналистам?
— Я бы пожелал всем студентам, которые начинают заниматься журналистикой, — служить обществу, а не власти. В то же время понимать, что СМИ — это четвертая  власть. 

— А какого правила вы придерживаетесь всю свою жизнь?
— Быть честным.

Беседовала Людмила КЛУШИНА. Фото Михаила ТЕЛЕХОВА
↑ Наверх