«Дегустация» звучащих пространств в Мариинке-2
Настоящий пир для музыкальных гурманов устроил Валерий Гергиев во вторник в самом современном театре России
Далеко не каждый даже из тех, кто уже не раз побывал на новой сцене Мариинки, в курсе, что там помимо основного оперно-балетного есть еще целых четыре малых, или камерных, зала. Таким образом, в один и тот же вечер здесь могут проходить одновременно пять отдельных спектаклей и концертов, не мешая друг другу благодаря идеально выверенной акустике.
Перед тем как объяснить, зачем так много залов сразу, маэстро Гергиев, как гостеприимный хозяин, сам провел журналистов по всем четырем. В их присутствии прошло тестирование акустики каждого зала.
«Звучащая раковина» — лестница в Мариинке-2.
Зал Родиона Щедрина
Начали с зала Родиона Щедрина. Найти его самому нелегко, но весьма любезные сотрудники театра охотно подсказывают запоздавшим гостям, что нужно пройти к дальнему лифту и подняться на нем на четвертый этаж.
Маэстро Гергиев поведал, что на открытии зала летом прошлого года присутствовал сам Родион Щедрин, произведения которого обильно представлены в афише театра: оперы «Левша», «Мертвые души», «Очарованный странник»; балеты «Анна Каренина», «Конек-Горбунок» в хореографии Алексея Ратманского и, конечно же, прославленная «Кармен-сюита» в хореографии Альберто Алонсо.
«Дегустация» зала началась с арии Доницетти в завораживающем исполнении Евгения Ахмедова (Ленский в последнем мариинском «Онегине») под аккомпанемент рояля, затем звучал рояль соло (Александр Пироженко). Потом акустику зала тестировали духовой квинтет (Моцарт) и большой брасс-ансамбль Мариинки, который сыграл переложение «Рассвета над Москвой-рекой» из «Хованщины» Мусоргского. На десерт был подан струнный ансамбль Страдивари с сюитой Грига «Из времен Хольберга».
Зал же Щедрина сам по себе очень похож на ультрасовременную аудиторию с крутым подъемом партера и огромными окнами, начинающимися от пола и доходящими по высоте до середины. Внизу в окнах видна, но совсем не слышна простая и суетная жизнь Офицерской улицы, которая в сочетании с музыкальными изысками создает настроение странной задумчивости. Здесь есть и киноэкран, на котором показывают записанные ранее программы Мариинки.
Платье Феи Сирени из балета «Спящая красавица».
Фойе Стравинского
Именем Игоря Стравинского фойе названо, очевидно, потому, что огромные видовые окна выходят как раз на историческое здание, где проходило детство великого русского композитора.
Чтобы попасть в фойе — камерную площадку в зрительской части театра, — нужно подняться на третий этаж. Здесь много воздуха и света, а сиденья размещены на высоких ступенях, как в античном театре. Окна, располагающиеся также в нижней части, еще больше, чем в Зале Щедрина. Те, кто садится в крайний правый ряд по вертикали, могут смотреть на Крюков канал и проплывающие по нему кораблики, которые, наверное, должны быть особенно хороши в лучах заходящего солнца.
Вниманию музыкальных гурманов была предложена ария Царицы ночи, «Полишинель» Рахманинова и еще несколько номеров. Акустика заметно отличалась от предыдущего зала — большое открытое пространство давало о себе знать. По мнению маэстро Гергиева, в этом пространстве можно делать даже какие-то небольшие театральные постановки.
Зал имени Модеста Мусоргского хорош для камерных вокальных концертов.
Зал Сергея Прокофьева находится в цокольном этаже.
Зал Мусоргского и зал Прокофьева
Они похожи и друг на друга, и на традиционные камерные залы. Первый из них расположен на самом высоком уровне (пятый этаж) и предназначен большей частью для вокальных концертов. Здесь показывают свои программы солисты Академии молодых оперных певцов Мариинки под руководством Ларисы Гергиевой, здесь же проходят концерты из цикла «Портрет солиста», в котором выступают ведущие певцы оперной труппы.
Зал Прокофьева находится в цокольном этаже и предназначен преимущественно для пианистов и камерных ансамблей. В зале стоит свеженький — только что из Гамбурга — рояль «Steinway», сделанный под заказ специально для этого зала. Может статься, на сегодня это лучший рояль города. Не удержавшись, Валерий Абисалович сам сел за него и наиграл начало «Паваны» Равеля. Рояль зазвучал у него глубоко и сочно — так же, как звучит оркестр Мариинки.
Струнный ансамбль исполнил в Зале Родиона Щедрина сюиту Грига.
В конце «дегустации» Валерий Гергиев любезно согласился ответить на вопросы гостей. В частности, комментируя, будет ли востребовано такое количество залов публикой, он ответил:
— Знаете, сколько приходит к нам молодых людей, студентов? А школьников? Сколько в Петербурге музыкальных школ, а сколько простых — наверное, пять сотен. А сколько в России? Всех наших детей мы должны познакомить с Чайковским, Моцартом, с современной музыкой. С другой стороны, каждая из музыкальных школ нашего города, Ленинградской области, Выборга, Новгорода, Пскова должна получить хотя бы один концерт в каком-то из этих залов. Мы даем играть в этих залах молодым музыкантам, детям. Недавно мы играли концерт Сен-Санса с Александром Дмитриевичем, как я его называю, Малофеевым. Александру Дмитриевичу, к слову, 12 лет…
Кроме того, не секрет, что старая сцена театра нуждается в ремонте. И, как говорят мне строители, через два года она будет закрыта на 2 — 3 года. Строители хотели бы ремонтировать и подольше — 7 — 8 лет, чтобы вышло подороже, но я этого не хочу. Думаю, что и вы этого не хотите. Вот эту сцену, где мы сейчас находимся, строители хотели сдать только к 2020 году.
Отдельно обратившись к журналистам, маэстро Гергиев попросил освещать культурные мероприятия до их проведения в режиме анонса, используя для этого все имеющиеся возможности:
— Я думаю, что большинство из вас, так же как и я, сторонники распространения настоящей культуры среди как можно большего числа наших сограждан. И я надеюсь, что наша страна вряд ли скатится к такому уровню «культуры», когда главным считается создать продукт любого качества, лишь бы он приносил прибыль. Огромная проблема в том, что до 40% телеэфира у нас занимает реклама, и мы, таким образом, бываем вынуждены смотреть то, что нам совершенно неинтересно и не нужно.
Вспоминая о Концертном зале Мариинки и о своих визитах в Нью-Йорк, Валерий Гергиев развеселил аудиторию:
— Риккардо Мути сказал мне, что хотел бы увезти этот зал с собой в Италию. Но вы не беспокойтесь — мы ему не отдадим. Но вот в Италии таких залов нет. Я часто бываю в Нью-Йорке и вижу на афишах театра «Метрополитен» имена солистов: Анна Нетребко, Евгений Никитин, Ольга Бородина. Я их спрашиваю: а где вы взяли такие замечательные голоса? Они смеются.
Этот ответ рассеял все сомнения и напомнил о том, что единственное, чего теперь не хватает Мариинскому театру, это станции метро «Театральная площадь», которую вроде бы обещают открыть чуть ли не в следующем году.