Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Дела мало, а мучений много

Круглый стол в рамках проекта «ЖилКомХоз» выявил глубинные противоречия в сфере ЖКХ

 

На втором круглом столе, который прошел в пресс-центре Балтийской медиа-группы в рамках проекта «ЖилКомХоз», собрались руководители всех звеньев, от которых зависит качество жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых жителям города. На протяжении полутора часов ведущий задавал каждому из них один и тот же вопрос, злободневный для России во все времена: что делать? Как перестроить работу жилищно-коммунальных служб, чтобы система работала более эффективно, и сделать ее цивилизованной?

К ресурсоснабжающим компаниям тоже немало претензий. Угадайте, где в этом дворе проходит теплотрасса

С жалобами разберутся те, на кого жалуются

Тон разговору задал короткий отчет главного редактора «Вечернего Петербурга» Константина Микова. Он рассказал о работе горячей линии БМГ по вопросам ЖКХ. Только с начала марта на нее обратились более 500 горожан с жалобами на завышенные счета в квитанциях и хамское отношение работников жилкомсервисов. Большинство претензий касается бешеного роста платы за отопление. В феврале у многих она подскочила сразу вдвое. При этом добиться сколь-нибудь вразумительного ответа от работников бухгалтерий людям не удается. Их вульгарно отфутболивают.

Валерий Вогачев, заместитель председателя жилищного комитета, попросил передать ему в письменной форме обращения жителей.

— Нужно принять меры, — заявил он. — Мы возьмем эти обращения и передадим советам директоров тех управляющих компаний, которые позволили себе такое отношение. То есть с жалобами будут разбираться те, на кого жалуются. В то же время Валерий Вогачев заявил, что заставить управляющие компании работать цивилизованно — задача власти. «Сейчас настал тот момент, когда пора в полной мере власть употребить, — считает он. — А не увещевать и уговаривать: вы не так себя ведете и не то делаете…

Как собирается Валерий Николаевич употребить власть, которая дана конкретно ему, он не сказал, оставил без внимания и замечание ведущего, что на горячую линию жилищного комитета нельзя дозвониться, потому что там действуют только два телефона на весь город, этого очень мало.

В феврале платежи за отопление взлетели потому, что, по словам г-на Вогачева, многие УК в предыдущие месяцы не начисляли плату в данной графе, просто жители этого не замечали.

— Если бы житель взял свои квитанции и посмотрел, то увидел бы, что у него и в ноябре не было начислено за отопление, и в декабре не было начислено — по халатности УК, а теперь она эти деньги добирает. Конечно, это безобразие, — согласился чиновник, — но это все объясняет. УК просто пытаются добрать все деньги за оказанную услугу.

— Подождите, вот конкретное обращение: в январе плата за отопление — 1410 рублей, в феврале уже — 2595. Где логика? — задал встречный вопрос главный редактор «ВП».
— Самый холодный месяц в этом году — декабрь, значит, самая большая квитанция должна быть в январе, но здесь получилось, что самая большая квитанция — в феврале. Вероятнее всего, УК в ноябре не начислила за отопление, а потом стала начислять с задержкой на месяц, в результате в феврале пришли декабрьские квитанции, — попытался выстроить логическую цепочку заместитель председателя жилищного комитета. В общем, на главный вопрос — что же делать? — господин Вогачев так и не ответил.

Если зимой плата за тепло вырастает на 50 — 60 процентов — это нормально

Более конструктивным было выступление Валерия Сапожникова, первого заместителя главы администрации Петроградского района, откуда, кстати, поступает меньше всего жалоб.

— Всем управляющим компаниям нашего района было дано распоряжение максимально терпеливо контактировать с населением и объяснять все, что нужно. Если человек просит показать прибор учета — открываем подвал и показываем, — сообщил Сапожников. — Что касается хамского отношения к жителям со стороны работников УК, конечно, такие случаи, к сожалению, еще бывают, но у нас позиция однозначная: с работником, который такое допустил, контракт будет прекращен немедленно.

По словам чиновника, начиная с сентября во всех ЖКС Петроградского района «сидят два человека, которые работают без выходных и отвечают на вопросы, возникающие у населения». При этом в их задачу входит показать человеку всю имеющуюся документацию: платежки, поручения, счета, которые пришли от разных подрядчиков и организаций. Несмотря на все эти меры, проблемы все же, по признанию Сапожникова, возникают. Большие начисления за отопление связаны, по его мнению, в том числе и с пресловутыми перетопами.

— Норматив по теплу рассчитан исходя из температуры минус 26 градусов. Почему в таком случае происходят перетопы? — обратился первый заместитель главы Петроградского района к руководителю ГУП «ТЭК», принимающему участие в круглом столе. — Наши УК будут контролировать ежедневно отпуск тепла, встречаться с теплоснабжающими организациями и выставлять им претензии, а не переплачивать. Считаю, что если в зимние месяцы плата за тепло вырастает на 50 — 60 процентов — это нормально. Но в районе есть адреса, где 70 процентов превышение и больше. Мы сейчас разбираемся по каждому адресу.

Сапожников заявил, что считает разумным ввести авансирование платежей за тепло, и счетчики в этом случае сыграют свою роль: если будет недобор платы в зимние месяцы, то в два последних месяца долг компенсируется.

Проблема под названием ОДН

Артур Тринога, генеральный директор ГУП «ТЭК СПБ», заявил, что вина за перетопы лежит на самих управляющих компаниях. Он объяснил, что температура теплоносителя в домах «возрастает из-за того, что нарушен регламент эксплуатации внутридомовых систем». Поэтому и графики, которые рассчитывает теплоснабжающая организация и представляет управляющей компании, как опорные, не работают: «процесс доставки ресурсов до конечного потребителя не синхронизирован, нестабилен», что и приводит к перетопам. Единственный выход из положения, по мнению господина Триноги, — синхронизировать взаимоотношения управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, четко выполнять предписания регламентов по эксплуатации внутридомовых систем. Однако этому мешает недостаточный уровень компетентности сотрудников УК, считает директор ГУП «ТЭК СПБ». 357 человек не в состоянии обеспечивать должную эксплуатацию сотен домов, особенно когда перепады температуры, как этой зимой, — 17 градусов в сутки и больше.

— Я возмущена тем, что представитель ГУП «ТЭК» говорит о компетентности управляющих компаний, — ринулась в бой Светлана Морозова, юрист Ассоциации ТСЖ Центрального района Санкт-Петербурга. — А где же компетентность самих работников ресурсоснабжающих компаний? У нас в домах в отопительный сезон значительно меньше аварий (они единичны), чем аварий на теплотрассах. В первую очередь надо говорить о качестве поставляемого теплового ресурса, о качестве тепловых сетей, которые находятся в ведении самой теплоснабжающей организации, и о том, почему в дома приходит вода не той температуры, которая указана в графике.

Что касается завышенных сумм в квитанциях, то Светлана Морозова признала: «Существует проблема под названием ОДН (общедомовые нужды)». На сегодня в городе не проведена инвентаризация общедолевой собственности, и нужно срочно ее проводить, от этого зависит и размер начислений по статье «общедомовые нужды».

Неправильным также юрист считает и то, что плата с жильцов собирается за тепло исходя из занимаемой площади, а теплоснабжающая организация выставляет УК сумму с учетом гигакалорий.

— Причем каждый месяц они выставляют нам на 15% больше, чем мы собрали с жильцов, то есть они нас постоянно раздевают, — подхватил мысль Светланы Морозовой генеральный директор ООО УК «РЭС ТСВ» Сергей Тихонов.

Директор ГУП «ТЭК СПБ» не остался в долгу и заявил, что, по его сведениям, через полтора года функции по снятию показаний приборов учета и обслуживанию теплосетей домов вообще изымут у ТСЖ и передадут ресурсоснабжающим организациям.

В общем, круглый стол выявил: между участниками, казалось бы, единого процесса предоставления жилищно-коммунальных услуг населению города существуют глубинные, а порой прямо-таки непреодолимые противоречия. А как заметил еще полтора века назад гениальный баснописец Крылов: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука». Вот и на ниве ЖКХ пока что дела мало, а мУки — много.

 

↑ Наверх