Газета выходит с октября 1917 года Sunday 24 ноября 2024

Делать ничего не надо

До 7 июля в ротонде бывшей Голландской реформатской церкви (Невский пр., 20) — выставка петербургского художника Алексея Парыгина «Искусство — это бизнес / Бизнес — это искусство»

Основа экспозиции — пять живописных холстов, печатная графика и малотиражные авторские книги. Работы в основном созданы в 2015 году. Содержание и графических листов, и холстов, и книг — фраза, давшая название проекту: «Искусство — это бизнес / Бизнес — это искусство», многократно повторенная на разных языках — русском, английском, немецком, китайском. Эта фраза выступает самостоятельно (повторяется на листе многократно), или обрамляет цветные прямоугольники, или закомпонована в круг.

Дополняет экспозицию проект «Созерцание денег», созданный в 1997 году: художник воспроизводит фрагменты реальных, находившихся тогда в обращении денежных купюр.

Из серии «Искусство — это бизнес/Бизнес — это искусство»: живопись (верхнее фото); книга художника

Тема денег возникла не случайно: основной посыл художника — искусство превратилось в товар, рассматривается как предмет инвестиции. 

На вопрос, в чем разница, ведь и раньше люди коллекционировали произведения искусства, Алексей ответил: «Коллекционирование имело и имеет различную мотивацию. Сейчас основной мотив для приобретения произведений искусства — инвестиционный, как покупка дорогой недвижимости. Большая часть купленных работ хранится в специально спроектированных для этого хранилищах и никогда не выставляется, а лежит до следующей перепродажи. Условная ситуация с «прадедом, купившим картину Шишкина, которая век провисела на стене и была продана правнуком в антикварном магазине», принципиально иная».

Искусство в наше время перестало как развлекать, так и (в том числе и эстетически) воспитывать, поскольку утрачены критерии того, что можно считать искусством, а что нельзя; для того чтобы стать художником, надо просто уметь себя «раскрутить», и можно не владеть никакими художническими навыками.

Алексей Парыгин бросает вызов не-искусству, показывая его абсолютную пустоту и бессодержательность: «Проект — провокационный. Его цель — вызвать эмоциональную и мыслительную реакцию».

На вопрос, как же жить в мире, где искусство перестало быть искусством, и что с этим делать, художник отвечает: «Думаю, с самим искусством ничего делать не надо. Оно лишь элемент диагностики, проявление состояния социума, как температура у человека. Скорее всего, со временем будет что-то другое, с другим именем и функциями». Доживем ли? Сумеем ли распознать?..

↑ Наверх