День ВМФ отметили штурмом шведского брига
А генконсул Великобритании порадовал петербуржцев исполнением старинных морских песен
Санкт-Петербургская неделя классических яхт завершилась грандиозным Морским фестивалем, приуроченным ко Дню Военно-Морского Флота России. Фестиваль прошел в субботу и воскресенье как у стен Петропавловской крепости, так и в акватории Невы перед ней. На западной оконечности Заячьего острова раскинулся палаточный городок, где развернулась ярмарка морских вещей, выставка моделей судов и работ фотографов-маринистов, здесь же стояли тренажеры для виндсерфинга.
Гарет Ворд поет и тянет шкот.
Кульминацией фестиваля стали состоявшиеся в субботу реконструкция взятия на абордаж шведского корабля, роль которого исполнил бриг «Триумф», и концерт песен в стиле «шанти» (по-английски «shanty»), которые пели британские моряки на парусных судах. Интересно, что солистом в одной из шанти-групп выступил генеральный консул Великобритании в Санкт-Петербурге Гарет Ворд.
А предшествовала фестивалю регата классических яхт. Напомним, что это парусники, спроектированные не позднее 1965 года, — они могут быть построены и в наше время, но из материалов, использовавшихся полвека назад и ранее, а также исключительно с применением тогдашних технологий. Самой старой из семнадцати яхт-участниц была «Мираме», возраст которой перевалил за сотню лет, — она была построена в 1910 году! Парусное вооружение у нее тоже архаичное, с гафелем — верхним наклонным брусом, отходящим от мачты.
Как ни странно, именно старушка «Мираме» победила в регате в своей зачетной группе — килевых яхт. Естественно, с учетом гандикапа Baltic Rule, присваивающего каждой яхте гоночный балл, который вычисляется по сложной формуле, учитывающей обмеры судна, его парусное вооружение и материалы, из которого оно изготовлено. Прошлогодний победитель регаты, крейсерская яхта «Ника» класса «Л6», на сей раз была только второй.
В зачетной группе швертботов победила яхта «Дельфин», а среди «драконов» первенствовал парусник под командой шкипера Юлии Григорьевой. Вот и верь после этого примете, что женщина на корабле — к несчастью!
В ночь на субботу яхты прошли под разведенными мостами по Большой Неве и встали на якорь напротив Петропавловской крепости. Вместе с ними вошел в Неву и бриг «Триумф» — реконструкция корабля XVIII века.
«Триумф» — «заслуженный артист» советского и российского кино, снялся более чем в двух десятках фильмов. Ну а в реконструкции абордажного боя он должен был изображать шведский бриг, который 18 (29) мая 1703 года штурмом взяли русские гвардейцы под командованием «капитана-бомбардира Петра Михайлова», то есть лично Петра I, и «Алексашки» Меншикова.
Штурм удался на славу — с пушечной и мушкетной пальбой, фехтованием на палубе, падением «убитых» за борт. В конце боя победители спустили шведский флаг — и российский Андреевский стяг гордо зареял на корме захваченного брига!
После боя состоялось награждение экипажей — победителей регаты, а затем начался концерт песен шанти. Интересно, что об этом песенном жанре со сцены собравшимся рассказал ни кто иной, как генконсул Великобритании Гарет Ворд. Причем не просто рассказывал, а показывал, какие песни для каких работ были придуманы — под одни тянули снасти парусов, под другие крутили ворот шпиля, поднимая якорь, под третью качали помпу — например, при тушении пожара. Ну а потом мистер Ворд солировал в составе одной из групп шанти, и получилось это у него просто здорово!
Победители поднимают Андреевский стяг
Гарет Ворд: «Дипломаты должны продвигать культуру своей страны»
Спустившись со сцены, генконсул Великобритании дал короткое интервью корреспонденту «Вечёрки». Своими ответами, а главное, манерой, в которой он вел беседу, Гарет Ворд развеял расхожее представление о чопорности и закрытости англичан.
— Господин генеральный консул, вы поете песни моряков в группе шанти. Вам близка морская романтика?
— Мы, англичане, любим спорт, связанный с водой. Правда, в моем родном графстве Шропшир, что на границе с Уэльсом, моря нет, зато протекает самая большая в Англии река Северн. Так что на ней я занимался академической греблей, продолжил это и учась в Кембридже.
— Неужели участвовали в знаменитой гонке Кембридж – Оксфорд?
— Ну что вы, посмотрите на мою комплекцию и рост!
— Но ведь теперь есть и гонки «легковесов»?
— Нет, я занимался исключительно для себя. Как и продолжаю это делать в Санкт-Петербурге — хожу иногда в Английский гребной клуб. Ну а на яхте я тоже иногда выходил в море с друзьями, хотя дальних походов не совершал.
— Вы прекрасно поете — у вас есть музыкальное образование?
— Специального нет. Но я в детстве учился играть на гитаре, пел в церковном хоре. И в университете играл в студенческих ансамблях.
Кстати, шанти-группа «English Elements», в которой поют как русские, так и живущие в Петербурге англичане — не единственный мой ансамбль. Я пою в хоре при Английской церкви на Английской набережной, 56, а также в рок- группе. Кстати, недавно выступали в одном из английских пабов.
— Слушайте, это кажется невозможным! Представьте себя российского посла, поющего в Париже в русском ресторане «Максим»… Как относится к вашим выступлениям британский Форин Оффис?
— Хорошо относится. Великобритания — это не только политика, экономика, наука и техника, но еще и культура. И дипломаты должны доносить ее до жителей стран, в которых мы работаем. Думаю, и ваш МИД одобрил бы такую деятельность своих дипломатов.
— К сожалению, пока эта ваша деятельность не слишком известна…
– Ничего. Сегодня, считайте, сделан широкий шаг в этом направлении (смеется). На следующий год будет больше информации: ведь 2014-й — перекрестный год языка и культуры в Великобритании и России.
— Но вы, к сожалению, тогда уже покинете Санкт-Петербург и ваших концертов мы больше не увидим…
— Думаю, новый генконсул будет в десять раз круче (смеется). Но я обязательно приеду — ведь Россия, Санкт-Петербург навсегда останутся в моем сердце. И тогда снова здесь спою.