Газета выходит с октября 1917 года Saturday 6 июля 2024

День единства перешел в Курбан-байрам

Петербургская пресса превратилась в молитвенные коврики на службе у Соборной мечети

— Обращаюсь к тем, кто снаружи и вокруг мечети: не снимайте обувь, не простудитесь! — обращался отеческий голос из громкоговорителей, вещавших вчера с утра из Соборной мечети на Петроградской стороне.

После общенационального праздника Дня народного единства 4 ноября (Дня иконы Казанской Божьей Матери) мусульмане праздновали Курбан-байрам, праздник жертвоприношения, и в подземном переходе от станции метро «Горьковская» через Каменноостровский было столпотворение. Множество молодых людей в коротких черных куртках и круглых шапочках, коврики из синего плюша: это на выходе со ступеней. Далее картонки, разостланные черные мусорные мешки, а над всем этим барражирует вертолет — следит за порядком. Комитет по транспорту заранее оповестил горожан об изменении маршрутов и ограничениях движения — оно было перекрыто. В Интернете православные защищали магометан: мол, мы тоже тут давеча перегораживали тротуары Московского проспекта, прикладываясь к поясу Богородицы, — каждой улице свой праздник!

Молящиеся заполнили не только Каменноостровский проспект, но и прилегающие к мечети дворы.

Корреспондент «ВП» преодолела ограничение так: ступив чисто случайно на родную газету (выйдя из подземного перехода), получила вежливое упреждение, что это — коврик для молитвы. Возгордилась. А далее — далее все молодые люди в тюбетейках активно отгибали в стороны то, что они именовали своими ковриками, давая тропку. Это были самые разные газеты, а иногда действительно плюшевые коврики или хотя бы полиэтилен. Некоторые молодые люди активно интересовались, «казашк» ваш корреспондент или «татарк», поскольку любого из нас поскреби и найдешь магометанина. В общем, было миролюбие и повод для знакомства.

Дружба народов. Свидетельствую: ноль агрессии.

В Соборной мечети был праздник окончания хаджа — его отмечают на десятый день двенадцатого месяца исламского лунного календаря (зуль-хидж) в память жертвоприношения пророка Ибрахима и через 70 дней после праздника Ураза-байрам. Праздничное богослужение в честь Курбан-байрама вел духовный лидер мусульман Северо-Запада Жафяр Пончаев.

— К шести утра начали стекаться в мечеть, — посвятил корреспондента «ВП» в ритуал один из местных жителей. — Туда первыми женщины проходят. На улице они не стоят, их уважают.

— У них в два потока молитвы, — объяснил дежуривший на станции метро «Горьковская» полицейский. — Азиаты — те идут мирные, а дагестанцы могут начать задираться.

Холодно было всем южанам, что кавказцам, что среднеазиатам. Бедняги приплясывали с ноги на ногу, и все же не следовали отеческому совету пастыря не скидывать обувь. На коврик в виде питерских газет входили в носках. Проповедь разносилась вокруг мечети по-русски.

— Истинная вера — это чтобы правила человеческих отношений не нарушались! — увещевал единоверцев Жафяр Пончаев. — Я призываю вас прийти 4 декабря на избирательные участки и проголосовать за правящую партию!

Было сообщено, что после этого праздничного намаза мусульмане направятся в специально отведенные места за чертой города для совершения жертвоприношения в честь Курбан-байрама, а сам праздник продлится еще три дня. К 1 декабря, рассказал собравшимся Жафяр Пончаев, здание мечети получит праздничную подсветку всех минаретов, главного купола и входных ворот. Мечеть вошла в программу «Светлый город».

Многолюдно в этот день также было у новой мечети в Приморском районе. По данным ГУВД, в службах на Курбан-байрам участвовали более 63 тысяч человек. В Москве эту цифру обозначили в 170 тысяч.

Алла ДМИТРИЕВА, фото автора
↑ Наверх