Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Деньги должны вернуть по требованию

Российские туристы получили законное право требовать возврата средств за путевки в те страны, где может возникнуть ситуация угрозы жизни и здоровью

 

Участники же рынка опасаются, что новые обязательства обернутся новыми сложностями и для турфирм, и для их клиентов.

Если Россия скажет: «Опасно!» — отпуск можно будет «переиграть».


Сообщать населению об угрозе жизни и здоровью, которая возникла в той или иной стране, будет Ростуризм. Он обязался размещать эти сведения на своем официальном сайте и в СМИ. Турист, обнаруживший в списке «нежелательных» ту страну, в которую приобретена путевка, вправе обратиться в турфирму и потребовать деньги обратно. Если с возвратом стоимости тура возникнет проблема, владелец путевки может обратиться в Ростуризм. Специально для таких обращений будут созданы горячие линии.

Новые правила прописаны в «Административном регламенте по предоставлению Ростуризмом госуслуги по информированию туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности в стране временного пребывания». Документ уже напечатан в «Российской газете». Он разделяет все виды чрезвычайных ситуаций на четыре группы: угрозы чрезвычайного, техногенного, природного или социального характера. Прежде чем о той или иной угрозе будут проинформированы потребители, должно появиться соответственное решение органов власти — МИДа, Роспотребнадзора и т. д.

— Это новость лишь отчасти, — считает директор Северо-Западного регионального отделения РСТ Татьяна Гаврилова. — В законе о туризме говорится, что турфирмы обязаны информировать клиента о ситуации в той стране, куда он собрался поехать. Большая часть турфирм это требование всегда выполняла.

По мнению Татьяны Гавриловой, чтобы новая норма работала, нужно определить однозначно, в каких конкретных ситуациях и в какие сроки турист имеет право требовать возврата денег на путевку: 

— Вот человек хорошо отдохнул в некой стране две недели, а в последние дни отдыха там произошел теракт и страна появилась в списке Ростуризма. Имеет право турист требовать возврата денег в такой ситуации или нет? Сейчас это непонятно, а значит, могут возникнуть двусмысленные ситуации. И потом, непонятно, из каких денег турфирмы должны компенсировать затраты. Они ведь заранее оплачивают перелет, отели и трансфер.

Директор турфирмы Галина Мазур считает, что игрокам рынка будет сложно не только финансово. Схема не отработана, а значит, остаются лазейки для уклонения от выплат. Кроме того, туроператорам и тур-агентам придется по-новому выстраивать схему отношений друг с другом.

— В попытках «отбить» хоть какие-то деньги туроператор будет вынужден снизить цену на путевку до минимума, ниже себестоимости, и искать хотя бы сотню человек, которые ради возможности отдохнуть дешево согласятся подписать документ о том, что они проинформированы о рисках и не имеют претензий к продавцу тура, — пояснила Галина Мазур. — Сложнее будет фирмам-турагентам. Чтобы вернуть деньги клиенту, турагент должен сначала выбить их у туроператора. А тот, поскольку конечным продавцом путевки был не он, а значит, и ответственность несет вроде как не он, будет всячески уклоняться от возврата этих денег. Значит, их не сможет получить и клиент.

 

↑ Наверх