Владимир Бурматов: Никогда еще не было такого количества скандалов вокруг ЕГЭ
Инициатор расследования Генпрокуратурой нарушений, связанных с торговлей результатами ЕГЭ, считает, что виновных чиновников Минобразования необходимо наказать
Скандалы с ЕГЭ, с утечками решенных вариантов и правильных ответов привели к тому, что российское правительство на будущий год заложило в бюджет 300 млн. рублей. Эти деньги, по словам вице-премьера Ольги Голодец, пойдут на реализацию конкретных мер, чтобы «совершенствовать информационную защиту в период сдачи экзаменов». Что стоит за скандалами с ЕГЭ? Приведет ли утечка к отставке министра образования Дмитрия Ливанова?
Об этом «ВП» спросил депутата Госдумы Владимира Бурматова, инициировавшего проверку Генпрокуратурой данных контрольно-измерительных материалов — КИМов, попавших в Интернет накануне экзаменов.
— Владимир Владимирович, в вашем запросе генеральному прокурору Юрию Чайке вы приводите такие факты: «За сутки до проведения ЕГЭ по русскому языку (27 мая) в Интернете появилось 30 вариантов заданий к экзамену. А спустя четыре дня — в ночь на четверг — в открытом доступе на «Яндекс.Диске» были выложены задания по истории, биологии и информатике»...
Вы просите взять под личный контроль ситуацию с нарушением законодательства должностными лицами, допустившими обнародование КИМов. Думаете, это поможет в борьбе с утечками?
— Да, данные утекали, и видимо, кто-то на этом неплохо зарабатывал, вот я и попросил Генеральную прокуратуру проверить эти факты.
— Параллельно с этим свою проверку проводит и Следственный комитет РФ...
— Правоохранительными органами уже задержан один из сотрудников Министерства образования в Кабардино-Балкарии при передаче копий КИМов. Думаю, после этих проверок должен состояться «разбор полетов», для выяснения, кто конкретно из чиновников Минобразования и Рособрнадзора провалил кампанию по сдаче ЕГЭ. Нарушения были и в предыдущие годы, но таких скандалов не было никогда. И мы можем сделать вывод, что за год Министерство образования пальцем о палец не ударило, чтобы ликвидировать возможности для злоупотреблений. Наоборот, оно пытается перенести ответственность на выпускников, угрожая им «репрессиями», аннулированием результатов, что недопустимо, потому что отвечать должны чиновники ведомства, которые создали поле для злоупотреблений да еще зарабатывали на нем.
— Владимир Владимирович, мне рассказывали учителя петербургских школ, что результаты ЕГЭ у выпускников в основном совпадали с результатами проверочных ЕГЭ, ранее проводимых в школе. А значит, повального списывания не было, иначе стобалльных результатов было бы много.
— Если бы было запредельное количество «стобалльников», то это вообще поставило бы под сомнение достоверность результатов ЕГЭ. Но, с другой стороны, зафиксированы массовые случаи, когда в открытую продажу попадали КИМы за несколько суток до экзаменов. Я стопроцентно уверен, что большинство школьников писали честно. Но Министерство образования пыталось нас убедить в другом — дескать, у нас какие-то не те школьники: они списывают, выкладывают ответы в Интернете... А наши школьники корректно повели себя в той ситуации. И большое спасибо тем родителям, которые таких ребят воспитали. А вот тех чиновников Минобразования, которые торговали данными ЕГЭ, воспитали, видимо, хуже, и теперь их «воспитанием» займутся правоохранительные органы.
— Помимо купли-продажи результатов ЕГЭ в Интернете, были ли другие места для торговли данными?
— На улицах тоже были точки сбора, куда приходили люди и приносили копии КИМов.
—А у вас есть информация о подобных нарушениях в Петербурге?
— У меня есть целый список регионов, где были зафиксированы нарушения, по которому я попросил провести проверку Генпрокуратуры, и Петербурга в нем нет.
—Недавно в интервью «Вечёрке» глава думского комитета по образованию Вячеслав Никонов сказал, что в вопросе утечки ответов ЕГЭ много недопонимания. Ведь утечки были и в прошлые годы. «Надо просто понимать, что у нас около 5 тысяч вариантов ЕГЭ по каждому предмету каждый год, — заявил Вячеслав Никонов. — Из них в качестве реальных вариантов отбирается примерно тысяча, то есть на каждый часовой пояс приходится около ста вариантов. И если где-то в каком-то месте вариант ЕГЭ утек, то это не имеет значения для остальной части страны»....
— Это действительно так. Но допустим, вы приходите к чиновнику, и этот чиновник вымогает взятку. И то, что у вас этот конкретный чиновник за свои услуги просит тысячу рублей, не делает погоды в коррупционной российской среде. Это небольшие деньги и вроде как на масштабах коррупции в стране они не сказываются. Но вы при этом совершенно справедливо возмущаетесь и требуете этого чиновника призвать к ответу. На мой взгляд, с ЕГЭ — тот же самый вариант. Да, большинство ребят писали честно, но на этом фоне были и утечки, и продажи данных ЕГЭ, и те чиновники, которые этим занимались, должны понести наказание, в том числе и уголовное.
— Еще я слышала об атаке хакеров...
— Хотя этих хакеров никто не видел — думаю, эта версия сомнительная. Но чиновники потом другую версию придумали —дескать, утекли какие-то не те материалы — ненастоящие, хотя утекли именно настоящие...Затем на торговле результатами в Кабардино-Балкарии попался чиновник Минобразования...Но, повторяю, результаты ЕГЭ не надо ставить под сомнение — подавляющее большинство сдавало экзамены честно и сдало на свои баллы....
— А скандалы с ЕГЭ могут стать поводом для отставки министра образования Дмитрия Ливанова или же еще долго нужно будет доказывать, что этот министр несостоятелен на своем посту?
— Думаю, это очевидно для всех — министр несостоятелен на своем посту! Я полагаю, состав министерства (и здесь речь прежде всего о заместителях министра) абсолютно некомпетентен. И если глава ведомства хочет дальше работать, то ему надо срочно менять свое окружение.
Должен сказать, что депутаты Думы (фракция КПРФ и я поддерживаю их в этом вопросе) собираются инициировать парламентское расследование по факту массового нарушения прав человека — имеются в виду нарушения законодательства при проведении ЕГЭ. По его результатам можно будет делать выводы. Думаю, что в июле этот вопрос будет вынесен на пленарное заседание.
—А парламентарии не собираются заняться проверкой того, что 300 млн. рублей пойдут на борьбу с утечками? Отчего 330, а не 100 миллионов?
—Это загадка — почему не полмиллиарда, например? Кто оценивал потенциальную эффективность расходования этих средств? К таким вещам надо подходить осторожно. Если деньги выделяются на усовершенствование процедуры проведения ЕГЭ — это одно. Думаю, для начала неплохо бы выяснить, какие прорехи были в образовании, и заниматься их устранением. А если мы тем чиновникам, которые в этом году торговали данными ЕГЭ, дадим 300 млн., то они и в следующем году станут этими данными торговать, только у них будет еще 300 млн. рублей. Полагаю, это не самый эффективный способ расходования бюджетных средств.
— Ну а об отмене ЕГЭ сейчас уже не говорят?
— Многие поддерживают ЕГЭ, считая его более справедливой формой контроля знаний, другое дело, что ЕГЭ надо совершенствовать, шлифовать. Можно обсуждать различные варианты — возвращение и среднего балла аттестата, и сочинения, но пока это не с кем обсуждать — в Министерстве образования нет профессионалов.
Метки: Народное образование Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов