Газета выходит с октября 1917 года Thursday 4 июля 2024

Дайте нам дешевое солнце!

Без китайцев стратегия энергосбережения в быту проваливается

Вместо ватт — люмены, вместо «электрификации ради энергообеспечения» — «энергосбережение ради энергообеспечения». Меняется терминология. Меняются методы. Не меняется степень приложения усилий для продвижения прогрессивных идей.

Лобби и в позапрошлом веке лобби
В 1880 году инженеры нашли в Петербурге единственный не охваченный газовыми фонарями участок улично-дорожной сети, а именно Литейный мост, где впервые в России включили (тоже поменяв терминологию) электрические свечи Павла Яблочкова, преодолев мощнейшее лобби газовщиков-монополистов. Мощное настолько, что до революции электрическому свету так и не удалось спуститься с дуги моста, чтобы иллюминировать темный город.

Сейчас противники прогресса еще сильнее. Ежегодная переукладка асфальта на одной и той же улице, поливание улиц во время дождя, отапливание хрущевками атмосферы, жалкие попытки внедрения биотоплива... Короли черного золота, голубого топлива, бумажной зелени... Они мешают современным эдисонам, яблочковым и теслам сделать мир лучше. А что до лампочки — так это квинтэссенция идеи.

Гоняясь за европами, наши федеральные менеджеры, как мы помним, запретили оборот 100-ваттных ламп накаливания. Следуя их воле, наши производители и торговцы начали продавать 95-ваттные. В 2013 году с прилавков исчезнут 75-ваттные. Что взамен?

Светодиоды светят Азии
Пока ничего. Во всяком случае для нас с вами. Нет, мы можем вспомнить статью «Если населению будет до лампочки» за 10.08.09, в которой «ВП» рассказывал о том, что взамен нити накаливания предлагаются два энергосберегающих прибора. Приборы — иначе и не назвать. Это люминесцентная лампа и светодиодный светильник. Первая — распространенная, но опасная, с ртутью внутри. Второй — если мы говорим о надежных производителях — безопасен, но дорого стоит. Недавно появились упоминания об индукционной лампе. Эту технологию взяли в оборот китайцы и пиарят ее всеми возможными способами даже на российских государственных телеканалах. Пиарят в ущерб светодиодам. Но на самом деле это военная хитрость.

Декан факультета электроники Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (СПб ГЭТУ) Александр Соломонов по роду научной деятельности изучает развитие рынка светодиодов, тем более что именно его воспитанники открыли в Петербурге производство таких светильников. Так вот, рассказывая корреспонденту «ВП» о будущем энергосбережения, он показал отчет немецкой компании, выпускающей оборудование для выращивания светодиодных кристаллов. 91 процент такого оборудования у них покупают азиатские страны. При этом они развивают и рынок индукционных ламп. То есть китайцы и корейцы становятся основными производителями самых передовых технологий. Европа, ау!

Все новое...
Чем же плохи индукционные лампы? Как объяснил корреспонденту «ВП» другой сотрудник СПб ГЭТУ кандидат технических наук Андрей Ухов, разбирающийся в газоразрядных лампах, к каковым относятся индукционные, вся проблема — в спектре. Ведь какая идея движет людьми, придумывающими свет? Изобрести компактное, не очень горячее, не очень опасное и не очень дорогое солнце, поскольку за миллионы лет эволюция добилась того, что солнечный спектр наиболее комфортен для глаза человека.

Ближе всех к нему галогенные светильники. Но чтобы лампа засветилась, вольфрамовую нить накаливания надо раскалить почти до 3000 К. Кварцевое стекло при этом нагревается до 250 градусов по Цельсию. В общем, энергосберегающей эту технологию не назовешь.

Следующие, что ближе всего к солнцу, но все-таки дешевле в эксплуатации, — как раз индукционные лампы. Мне ученые по очереди объясняли, что внутри такой лампы происходит. Мол, действует по принципу ртутной лампы высокого давления, но не имеет электрода, а ионизация газа в разрядной трубке достигается в процессе индукции электромагнитного поля высокой частоты. Если честно, я в этом так ничего и не понял, кроме того, что газ там летает по кругу — по стеклянной замкнутой трубке — и светится и что еще там есть магнитное поле. Успокаивал себя тем, что это новая технология и я, конечно, могу в ней не разбираться. Но Андрей Ухов морально убил меня, поведав, что их институт создал первый индукционный светильник еще сорок лет назад для маяка на Севморпути.

Утилизация по-русски
Чтобы хоть что-нибудь понять, я направился к человеку, который должен уметь все объяснить простым людям. А именно — к руководителю профильной торговой фирмы Игорю Зинченко. На шефа, который всеми командует, он был совсем непохож. Поскольку, как я понял, он там и жнец, и швец, и на дуде игрец. Вот он-то мне все быстро и объяснил.

Например, рассказал, что кроме индукционных есть еще и натриевые лампы. Но ни те ни другие он не советует использовать в быту. Первые — все-таки очень сложный и опасный прибор, излучающий магнитное поле. Кроме того, он очень дорогой. То есть сберегает энергию, но не деньги. Вторые из-за слишком желтого света просто некомфортны для глаз человека. В общем, обывателю, когда ему запретят пользоваться лампой накаливания, подходят, как мы и рассказывали раньше, люминесцентные и светодиодные лампы, насаженные на привычные цоколи. Но и в этих вариантах, по словам Игоря Зинченко, есть большие, просто огромные НО!

Во-первых, он не смог вспомнить ни одного человека, который пользовался бы дома люминесцентными лампами и правильно их утилизировал.

Дай русскому газоразрядную лампу, и он все заразит ртутью. Похоже, и вседержители это поняли. Теперь рупоры власти делают упор на светодиоды. Например, у Фурсенко большинство вузов меняют все освещение на светодиодные светильники. Но это бюджетные организации.

А для обывателя есть во-вторых. Это цена светодиода. Какой русский человек за свои кровные купит похожее на лампочку устройство того же предназначения за 1000 рублей, если сама лампочка в магазине стоит 20?

Не покупайте китайское!
С этим не согласился только один из моих собеседников — директор по продажам и маркетингу петербургского завода Лев Свиридов. Это и понятно, поскольку они выпустили недавно первую в России светодиодную лампу, которую можно ввернуть в обычный патрон. Кстати, он пообещал, что предприятие собирается снижать ее стоимость на 40 процентов в год и в итоге довести цены в рознице до 250 — 300 рублей.

И последнее «но». Все мои собеседники буквально кричали: «Не покупайте китайское!» Ни газоразрядное, ни светодиодное. В гипермаркетах такого навалено по 30 — 40 рублей за штуку, но брать эти лампочки нельзя.

Дешевые материалы от нагрева испаряются всякой гадостью. А как ни крути, от нагрева пока никуда не уйти. Конечно в энергосберегающих светильниках температура не как в лампе накаливания — 200 градусов по Цельсию. Но 60 наберется.

Плохие пусковые устройства (а это очень важный элемент всех энергосберегающих осветительных приборов) приводят к пульсациям и быстрому перегоранию. Так что не будет ни света, ни энергосбережения.

Помните, я спросил: что у нас есть взамен нити накаливания? И сам себе ответил, что альтернативы нет. Потому что хоть убейте, но не буду я за 400 — 500 рублей покупать себе домой колбу с ртутью. И не буду даже ради светлого будущего тратить тысячу, а то и две тысячи рублей (если речь о европейских производителях), чтобы купить одну экономичную суперпуперэнергосберегающую светодиодную лампу.
Дайте нам дешевое солнце!

Михаил ТЕЛЕХОВ, рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА
↑ Наверх