Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 24 апреля 2024

Десять миллионов взглядов на янтарное чудо

Сегодня, 31 мая, исполняется ровно 10 лет, как была открыта восстановленная Янтарная комната

За десять лет Янтарную комнату в Екатерининском дворце Царского села увидели почти десять миллионов человек. И хранители считают, что на янтаре «остается патина взглядов», поэтому столь внимательно следят они, как ведет себя янтарь воссозданного шедевра.

 

Все знают историю шедевра: в 1717 году Петр I получил его от прусского короля Фридриха Вильгельма I и расположил в Зимнем дворце, при Елизавете Петровне был перемещен в Царское Село и украшен флорентийскими мозаиками. При Екатерине II Янтарная комната обрела завершенный исторический облик – деревянные детали заменили янтарными панелями, смонтировали десюдепорт из янтаря, выполнили янтарный столик-консоль. Все знают, что Янтарную комнату, украденную фашистами, ищут до сих пор. Вот что писал автор проекта реставрации Янтарной комнаты Александр Кедринский: «Своей работой мы сумеем дать людям представление о той Янтарной комнате, которая украшала дворец и которую я видел своими глазами. Не сомневаюсь, что рано или поздно она найдется – такой шедевр не может пропасть бесследно. И тогда станет ясно, что наши мастера так же создали уникальное произведение декоративного искусства». Реставратор оказался прав – мастера создали шедевр. 

Ныне об истории воссоздания утраченного в годы Великой Отечественной войны шедевра в Екатерининском дворце рассказывает небольшая выставка, подготовленная к 10-летию восстановления, также в начале июня в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» ждут 10-миллионного посетителя, которого, в свою очередь, ожидает сюрприз от музейщиков.

Директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова говорит, что  Янтарная комната стала брендом музея, влияющим на посещаемость, «которая нас даже стала ужасать» - за 2012 год музей посетили 2,2 млн. туристов. Таратынова напомнила, что после Великой Отечественной войны первыми начали восстанавливать Петергоф и Павловск, до Пушкина дело дошло лишь в 1957 году. И до сих пор из 55 интерьеров Екатерининского дворца восстановлено 33. «Зато на пригородных дворцах выросла ленинградская школа реставрации, ориентированная на воссоздание, – появилась плеяда опытных мастеров, которые положили свою жизнь на это, - говорит директор «Царского Села». - Эта школа известна во всем мире, а Янтарная комната - яркий образец нашего подхода к восстановлению пригородных дворцов».  

Три страны Европы, наиболее пострадавшие во Второй мировой войне – Россия, Польша, Германия – придерживаются стратегии восстановления исторических памятников, пострадавших в войну. Чего стоит только воссоздание наших дворцов и центра Варшавы!

Директор музея-заповедника напомнила, что сам процесс восстановления Янтарной комнаты вызывал споры – как можно по черно-белым фотографиям восстановить такое ювелирное чудо? Восстанавливали два десятилетия, а до этого – ведь решение правительства СССР о воссоздании было принято в 1979 году – собирали все свидетельства, искали любые источники, беседовали с ленинградцами, чтобы узнать, какой она была – Янтарная комната. И реставраторам удалось «попасть в десятку», но не вслепую, а благодаря вот этой скрупулезной предварительной подготовке, опыту реставрации янтарных произведений искусства, находящихся в фондах музея. Найденная уже тогда, когда восстановление шло полным ходом, в 1997 году, в Германии подлинная флорентийская мозаика подтвердила уникальность метода работы ленинградских реставраторов: совпало все, кроме цвета платья одной из дам на мозаике.

Как сказал руководитель Царскосельской янтарной мастерской, специалисты которой и воссоздали шедевр, Борис Игдалов, «восстановление Янтарной комнаты – это научная реконструкция».

Главный хранитель музея-заповедника «Царское Село» Лариса Бардовская отмечает: «Сейчас мы очень внимательно следим за состоянием Янтарной комнаты -  как она себя ведет,  ведем счет температуре, влажности, ведь янтарь – живой материал».

Помогли хранителям и свидетельства современников той Янтарной комнаты. Лариса Бардовская рассказала, как наткнулись на одно свидетельство, где просто скупо упоминалось, что знатная посетительница видела Янтарную комнату – без всяких превосходных степеней. Поняли – к тому времени янтарь потускнел. Это стало сигналом для более внимательного наблюдения за жизнью янтаря в интерьере, который постоянно «на виду». Чтобы свидетельства и наших современников были сравнимы с теми, что писал, к примеру, в середине XIX века Теофиль Готье: «Глаз, непривычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму желтого, от пылающего топаза до светлого лимонного…особенно когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря».

Фото предоставлено ГМЗ «Царское Село»
↑ Наверх