Десять миллионов взглядов на янтарное чудо
Сегодня, 31 мая, исполняется ровно 10 лет, как была открыта восстановленная Янтарная комната
За десять лет Янтарную комнату в Екатерининском дворце Царского села увидели почти десять миллионов человек. И хранители считают, что на янтаре «остается патина взглядов», поэтому столь внимательно следят они, как ведет себя янтарь воссозданного шедевра.
Все знают историю шедевра: в 1717 году Петр I получил его от прусского короля Фридриха Вильгельма I и расположил в Зимнем дворце, при Елизавете Петровне был перемещен в Царское Село и украшен флорентийскими мозаиками. При Екатерине II Янтарная комната обрела завершенный исторический облик – деревянные детали заменили янтарными панелями, смонтировали десюдепорт из янтаря, выполнили янтарный столик-консоль. Все знают, что Янтарную комнату, украденную фашистами, ищут до сих пор. Вот что писал автор проекта реставрации Янтарной комнаты Александр Кедринский: «Своей работой мы сумеем дать людям представление о той Янтарной комнате, которая украшала дворец и которую я видел своими глазами. Не сомневаюсь, что рано или поздно она найдется – такой шедевр не может пропасть бесследно. И тогда станет ясно, что наши мастера так же создали уникальное произведение декоративного искусства». Реставратор оказался прав – мастера создали шедевр.
Ныне об истории воссоздания утраченного в годы Великой Отечественной войны шедевра в Екатерининском дворце рассказывает небольшая выставка, подготовленная к 10-летию восстановления, также в начале июня в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» ждут 10-миллионного посетителя, которого, в свою очередь, ожидает сюрприз от музейщиков.
Директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова говорит, что Янтарная комната стала брендом музея, влияющим на посещаемость, «которая нас даже стала ужасать» - за 2012 год музей посетили 2,2 млн. туристов. Таратынова напомнила, что после Великой Отечественной войны первыми начали восстанавливать Петергоф и Павловск, до Пушкина дело дошло лишь в 1957 году. И до сих пор из 55 интерьеров Екатерининского дворца восстановлено 33. «Зато на пригородных дворцах выросла ленинградская школа реставрации, ориентированная на воссоздание, – появилась плеяда опытных мастеров, которые положили свою жизнь на это, - говорит директор «Царского Села». - Эта школа известна во всем мире, а Янтарная комната - яркий образец нашего подхода к восстановлению пригородных дворцов».
Три страны Европы, наиболее пострадавшие во Второй мировой войне – Россия, Польша, Германия – придерживаются стратегии восстановления исторических памятников, пострадавших в войну. Чего стоит только воссоздание наших дворцов и центра Варшавы!
Директор музея-заповедника напомнила, что сам процесс восстановления Янтарной комнаты вызывал споры – как можно по черно-белым фотографиям восстановить такое ювелирное чудо? Восстанавливали два десятилетия, а до этого – ведь решение правительства СССР о воссоздании было принято в 1979 году – собирали все свидетельства, искали любые источники, беседовали с ленинградцами, чтобы узнать, какой она была – Янтарная комната. И реставраторам удалось «попасть в десятку», но не вслепую, а благодаря вот этой скрупулезной предварительной подготовке, опыту реставрации янтарных произведений искусства, находящихся в фондах музея. Найденная уже тогда, когда восстановление шло полным ходом, в 1997 году, в Германии подлинная флорентийская мозаика подтвердила уникальность метода работы ленинградских реставраторов: совпало все, кроме цвета платья одной из дам на мозаике.
Как сказал руководитель Царскосельской янтарной мастерской, специалисты которой и воссоздали шедевр, Борис Игдалов, «восстановление Янтарной комнаты – это научная реконструкция».
Главный хранитель музея-заповедника «Царское Село» Лариса Бардовская отмечает: «Сейчас мы очень внимательно следим за состоянием Янтарной комнаты - как она себя ведет, ведем счет температуре, влажности, ведь янтарь – живой материал».
Помогли хранителям и свидетельства современников той Янтарной комнаты. Лариса Бардовская рассказала, как наткнулись на одно свидетельство, где просто скупо упоминалось, что знатная посетительница видела Янтарную комнату – без всяких превосходных степеней. Поняли – к тому времени янтарь потускнел. Это стало сигналом для более внимательного наблюдения за жизнью янтаря в интерьере, который постоянно «на виду». Чтобы свидетельства и наших современников были сравнимы с теми, что писал, к примеру, в середине XIX века Теофиль Готье: «Глаз, непривычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму желтого, от пылающего топаза до светлого лимонного…особенно когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря».
Фото предоставлено ГМЗ «Царское Село»Метки: Музейное дело Памятная дата Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов