Газета выходит с октября 1917 года Thursday 26 декабря 2024

Десять произведений Карла Брюллова возникли словно из небытия

В Михайловском дворце, главном здании Русского музея, в небольшом зале №13 открылась выставка из частных собраний Москвы и Петербурга, которую специалисты называют сенсационной

«Сегодня у нас не столько вернисаж, сколько своеобразный праздник, — обратился к собравшимся заведующий отделом русской живописи XVIII — XIX веков Григорий Голдовский. — Мы показываем 10 неизвестных ранее произведений великого русского художника Карла Брюллова, которые не были доступны не только широкой публике, но даже искусствоведам. Это те произведения художника, которые в последние годы возникли словно из небытия. Мы полагали, что досье Карла Брюллова, признанного европейского мастера, изучено досконально, вдоль и поперек. Правда, в списках его работ до сих пор существуют произведения, помеченные словами «местонахождение неизвестно». Но никто из нас не мог даже помыслить, что за несколько лет удастся обнаружить десять произведений Карла Брюллова, часть которых ни в одном списке не числится».

Все работы обнаружились на международных аукционах, были приобретены российскими коллекционерами. В их числе — Андрей Катков, потомок Александра Брюллова по женской линии (брата великого художника, у самого Карла детей не было. — Прим. авт.).

По словам Григория Голдовского, Русский музей сам проявил инициативу, обратившись к коллекционерам с просьбой предоставить приобретенные картины для исследований на предмет того, принадлежат ли они кисти Карла Брюллова.

Коллекционеры пошли навстречу. Когда после тщательных исследований было установлено авторство Брюллова, собиратели помогли финансово в организации выставки, а также в издании научного каталога. Впрочем, их затраты оправданны. Ведь после атрибуции стоимость работ, приобретенных ими как полотна неизвестных художников, возрастет в разы.

А вот Русскому музею приобрести эти картины не по карману. «Ежели найдутся меценаты, спонсоры, которые окажут нам содействие в приобретении, я думаю, их имена будут вписаны золотыми буквами в анналы Русского музея!» — пообещал Григорий Голдовский.

Многие приглашенные на вернисаж подолгу стояли у портрета задумчивой красавицы графини Стефании Витгенштейн (конец 1820-х — начало 1830-х годов). Этот портрет, находившийся в семье наследников модели, был приобретен московским коллекционером в Лондоне на аукционе «Сотбис» 30 ноября прошлого года. Причем приобретен как «произведение неизвестного художника русской школы XIX века». И это несмотря на то, что в сонетке слева «аршинными буквами», как говорит Григорий Голдовский, стоит подпись Брюллова: «C. Brulloff». Ранее портрет не был известен даже искусствоведам, не значился ни в одном из списков работ Брюллова.

На вопрос, уверены ли эксперты ГРМ в подлинности работы (разве не настораживает столь нарочито выполненная подпись, тем более что художник не часто подписывал работы?), Григорий Голдовский заметил, что «установить фальшивую подпись — раз плюнуть. Эта подпись, поверьте мне, абсолютно подлинная! Работа изучена нашими музейными специалистами досконально. Исследования уверенно подтвердили авторство Брюллова. Кроме того, существует и документальное подтверждение: есть переписка Брюллова с мужем прекрасной графини Львом Витгенштейном, в которой как раз говорится об этом портрете. Так, в письме от 12 мая 1832 года, отправленном из Рима во Флоренцию, Витгенштейн просит Брюллова ускорить отправку картины в Ливорно».

По словам Григория Голдовского, открытия в «брюллововедении» еще возможны. Например, существуют итальянские архивы Карла Брюллова, хранящиеся в Риме, в семье Титтони, потомков друга русского художника Анжело Титтони, деятеля итальянского Рисорджименто, в доме которых он умер в 1852 году. И в котором до сих пор остаются многие его поздние произведения.

«Нам никак не удается добраться до брюлловских архивных материалов, хранящихся в семействе Титтони, — рассказал Григорий Голдовский. — Не дают люди, не показывают, хотя мы у них были, коллекцию знаем. Была у меня договоренность с Элизой Титтони, что я приеду на месяцок и поразбираюсь с документами. Увы, не вышло: пропала, не выходит на связь. У меня тихое подозрение, что никакого завещания Брюллова у Титтони нет, что у них просто остались вещи, которые они у себя держат. Поскольку документы все написаны кириллицей, они очень боятся, что там обнаружатся какие-нибудь распоряжения Брюллова о передаче вещей тем или иным людям, но не им. Это, вероятно, не дает им возможности откровенно показывать все, что у них хранится».

Хотелось бы рассказать обо всех десяти картинах на этой небольшой, но сенсационной выставке. За каждой работой — увлекательная история, порой закрученная почище любого детектива. И о портрете Эмилии Тимм, красавицы, музыкантше, бывшей женой Брюллова ровно 41 день и ставшей причиной его нервного срыва. Или о двух автопортретах великого Карла, один из которых почитают эскизом к изображению художника на знаменитом полотне-триллере «Последний день Помпеи», а второй, 1848 года, считали копией с того, что хранится в Третьяковке, а он оказался авторским повторением… А еще о портрете княгини Гагариной с сыновьями, который считался пропавшим весь XX век… Но тогда пришлось бы занять всю газетную площадь.

Тем более у всех есть возможность побывать на выставке, которая продлится до конца сентября.

↑ Наверх