Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Память о Победе превращают в китч

На святынях теперь спекулируют не только коммерсанты

В редакцию обратилась Алевтина Владимировна, постоянная читательница «Вечернего Петербурга». Вот что она рассказала:

— Вчера маршрутка остановилась неподалеку от площади Мужества. Уже виднелись расчищенные клумбы в центре площади с зеленеющими всходами победных тюльпанов, что ежегодно высаживают к 9 Мая вокруг покрытых патиной противотанковых орудий. Все здесь — от названия площади до памятного камня — говорит о незабытой той войне. И вот среди стоящих в пробке машин мелькают солдатские пилотки. Пассажиры маршрутки с любопытством тянутся к окнам. Несколько ребят и девчонок, по виду примерно старшеклассников, в пилотках, с российскими флагами в руках, с какими-то значками и открытками, украшенными георгиевскими ленточками, пробираются между автомобилями. «Смотрите, раздают сувениры к Дню Победы», — растроганно говорит кто-то, и все начинают по-доброму улыбаться. Один из парнишек просовывается в окно маршрутки. Водитель — солидный мужичок лет пятидесяти — деловито спрашивает: «Почем флаги?» Мы, ожидающие услышать совсем другое, слышим, однако: «Маленькие — 150, большие — 200, 300». Мальчик деловито, по-хозяйски, показывает со всех сторон свой товар. В руках у него целый ворох пилоток. «А пилотки почем?» — интересуется в полной тишине водитель. «Пилотки — по пятьсот», — отвечает юный коммерсант. «Не-е, не возьму, дорого», — отрезал водитель, и пацан отправился к следующей машине. Девочки рассыпались стайкой, помахивая веерами из флажков. Мы наконец поехали дальше. Туда, где проспект Непокоренных соединяется с площадью Мужества…

Достойны ли символы Великой Победы такого отношения к ним? Защищаем ли мы память о великих тех боях? Об огромных жертвах и героизме советского народа? 

***

Память о Победе превращают в кич

На полках петербургских магазинов появилась продукция с символикой Великой Отечественной войны на упаковках — перед юбилеем Победы коммерсанты ринулись эксплуатировать узнаваемые образы, чтобы получше продвинуть свой товар. От торговцев не отстают и госструктуры. 

Одним из первых в этом году оказался городской комитет по транспорту. В первой декаде апреля он заявил о выпуске ограниченного тиража электронных проездных билетов «Подорожник» к юбилею Победы. В Интернете появилось изображение карты с орденом Отечественной войны — самой первой награды военных лет, которая вручалась командирам и бойцам, отличившимся в боях с фашистами. 

Орден Отечественной войны на проездной карточке...

В течение 35 лет орден Отечественной войны оставался единственным передававшимся семье как память после смерти награжденного. Остальные ордена положено было возвращать государству. 

Теперь проездной с изображением легендарной награды пойдет по рукам, его будут носить в кошельке рядом с мелочью, а когда он придет в негодность, сотрется — выбросят, заменят карточкой с какой-нибудь другой яркой картинкой. 

Как легко перешагивается грань между популяризацией и опошливанием и какими непоправимыми могут быть последствия этого шага, уже показало произошедшее в последние годы с другим символом Победы — георгиевской ленточкой. Ее можно увидеть везде: завязанную бантиком на ручках сумок, свисающую с бамперов машин и волочащуюся по земле, затянутую галстуками на бутылках со спиртным в магазинах… Георгиевская ленточка стала одним из первых военных символов, отданных на поругание. 

Чем масштабнее празднование Дня Победы, тем активнее идет торговля святынями. В одной из групп в социальной сети под слоганом «Успей заработать!» рассказывается, как сделать быстрый бизнес на продаже автомобильных наклеек с лозунгом «Спасибо деду за Победу». В обсуждениях — ни одной этической оценки такого бизнеса, только деловитые рассуждения о затратах и выручке. 

...и «Бессмертный полк» на розовой квитанции

В середине апреля корреспондент «Вечёрки» обнаружила в своем почтовом ящике квитанцию на оплату коммунальных услуг, в нижнем углу которой стоял расплывшийся чернильный штамп с надписью: «Бессмертный полк». 

На следующий день читательница принесла в редакцию набор шоколадок, выпущенных к 70-летию Победы. Часть конфет в коробке — в фантиках с изображением военных орденов, а оставшиеся, как куски мозаики, образуют изображение советского солдата. Выбирай и ешь, какую хочешь: с ухом, с прядью волос, с медалями… 

Воин-освободитель на разборной шоколадке

Символы Победы, словно это цветочки или абстрактные орнаменты, можно увидеть на кружках, пепельницах, стаканах. И все это происходит на глазах ветеранов — тех, кто прошел тяжелейший путь и знает, что на самом деле стоит за этими святыми символами. Это происходит на глазах наших детей, которым хранить память о Победе дальше и передавать ее своим детям и внукам. 

Можно вопрос?

Насколько уместно использование символов Победы в рекламных целях?Александр Мелихов, писатель, публицист:

— В современном мире все превращается в пошлость. Судите сами: теперь Мадонна — это не мать Христа, а развязная певичка. Бетховен — не великий композитор, а собачка. Все утилизируется! Мы отдали на откуп лавочникам память о Победе, а ведь они и Христа сделают из шоколада — лишь бы покупали. Чтобы такого не происходило, должны объединить усилия государство и интеллигенция. Совместными усилиями нужно создать совет, который будет решать, какие вещи с символикой Дня Победы могут выпускаться, а какие нет. Есть писатели, художники, способные помочь сделать такую оценку. И для этого не нужно быть семи пядей во лбу, нужно просто не быть идиотами.

Наум Синдаловский, историк:

— Каждый подобный факт в отдельности вызывает недоумение, возмущение, огорчение. Но ведь так было всегда. Например, я помню, к юбилею Пушкина выпустили водку с пробкой в виде шляпы поэта. Она так и называлась: «Шляпа Пушкина». С предпринимателями ничего не сделаешь. Но вот когда государство занимается такими вещами, это очень плохо. И все-таки я бы не рассматривал все эти случаи скопом. Некоторые факты неоднозначны. Например, военный парад на День Победы: одни относятся одобрительно, а другие видят проявление милитаристских настроений. Кто прав? Очевидно, и те, и другие имеют право на свою точку зрения. Но есть вещи, которые ни в коем случае не должны приниматься обществом. В их числе, например, факт появления явно комплиментарных портретов Сталина. В целом же, мне кажется, нужно относиться к происходящему философски. Все эти факты — отражение уровня культуры в обществе. Если он будет выше, то и таких фактов не будет.

Рудольф Фурманов, заслуженный деятель искусств России, народный артист РФ:

— Я — блокадник и застал весь ужас жизни в осажденном Ленинграде. Когда закончилась война, мне было 6,5 лет. Я помню бомбежки, отсутствие воды, голод. Поэтому мне кажется, что нужно прекратить заниматься этой ерундой. Лучше передачи делать хорошие, рассказывать о том времени, о людях, которые сражались за Победу. А шоколадки, конфетки, какие-то салфетки — не нужно ничего этого, нужно прекращать весь этот маразм! Есть ли хоть какая-то совесть у этих людей?

Наталья Соколовская, писатель, редактор «Блокадных дневников»:

— Знаете, что я вам скажу? Когда историческая помять из года в год подменяется пропагандой, — это возможно. Да, вот так эти люди представляют себе любовь к Родине. И потребность помнить ограничивается для них вот такими «внешними способами». Я думаю, что так (квитанции, конфеты и пр.) они проявляют свое отношение к величайшей трагедии ХХ века именно потому, что настоящего, внутреннего понимания произошедшего у них нет.

↑ Наверх