Газета выходит с октября 1917 года Friday 19 апреля 2024

Детские поликлиники: где густо, а где пусто

Как известно, резкое падение рождаемости в 1990-х годах (с 70 до 30 тысяч детей в год) привело к тому, что стали закрываться детские садики. Уменьшилось и число детских поликлиник. Теперь, когда рождаемость вновь подросла, молодым родителям порой приходится ездить с малышом к врачу довольно далеко, потому что ближайшая к их дому поликлиника давно закрыта. Это неудобно, к тому же надо сидеть с ребенком в очередях. С просьбой разобраться, что же происходит с городскими детскими поликлиниками, в «Общественную приемную Балтийской медиа-группы» обратилась Людмила Петровна Коробейникова, проживающая в Центральном районе, на набережной Фонтанки.

Детские поликлиники должны оказывать весь спектр первичной медицинской помощи и наблюдать своих юных клиентов от младенчества до совершеннолетия.

«Тогда о детях заботились»

Приводим выдержки из письма Л. П. Коробейниковой: «О том, насколько нездоровы наши дети, ярко свидетельствуют результаты диспансеризации 14-летних петербургских мальчиков и девочек. 35 процентов из них уже имеют хронические заболевания, 60 процентов — функциональные отклонения. И только 5 процентов детей — здоровы!

И что сейчас происходит с медицинским обслуживанием? В советское время и меня, а затем уже и моих дочерей вела очень хорошая поликлиника №2, расположенная по адресу: наб. Фонтанки, д. 36. Мы жили в соседнем доме. При поликлинике были водолечебница, отделение физиотерапии. Тогда о детях заботились. Под окнами поликлиники, в саду Екатерининского института благородных девиц (ныне здание Публичной библиотеки), находился стадион, где зимой заливали большой каток.

С марта 1999 года поликлиника закрыта. 25 ноября 2011 года у моей дочери родился сын. Чтобы сделать ему плановые прививки, пару недель назад дочь провела в очередях с трехмесячным малышом 5 часов. Муж отвез ее в детскую поликлинику №12 (Загородный проспект, д. 29) в 9.30 утра. В 12.30 я позвонила ей по телефону, уже начав беспокоиться. Она пояснила, что сидит в очереди и перед ней еще трое маленьких пациентов. Вернулись они домой только около 15 часов.

Еще в 2000 году я выступала на радио. Ставила проблему закрытия детских поликлиник и детских садов. Предупреждала, что два поколения наших дочерей будут рожать детей. У меня внуки — шести лет и трех месяцев — у дочерей 1973 и 1979 годов рождения. Я родилась в 1950 году. Тогда был послевоенный бум рождаемости. И страна о нас, детях, заботилась. У нас были спортивные школы, детские сады, бесплатное качественное образование. Вот наше поколение более-менее здорово.

Из администрации Центрального района в 2007 году получила ответ, касающийся закрытия нашей поликлиники: «Объединение двух детских поликлиник района (№2 и №12) было проведено приказом отдела здравоохранения района от 17 марта 1999 года». То есть все вроде бы законно».

— Я не только о своей семье беспокоюсь. У нас все соседи, имеющие детей, возмущены закрытием поликлиники (по документам числящейся объединением). На Загородный ехать далеко, да и очереди там большие, к врачам-специалистам вообще трудно попасть. А здание бывшей поликлиники №2 теперь занимают частный медицинский центр, другие учреждения. Где же забота о здоровье детей? — недоумевает Людмила Петровна Коробейникова.

Выше нормативов Минздрава не прыгнуть

За комментариями мы обратились в комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга. Как пояснила Людмила Севастьянова, главный специалист отдела медицинской помощи матерям и детям, две поликлиники были вынуждены объединить, поскольку одна из них обслуживала всего 4 тысячи детей, другая — 5 тысяч. Рождаемость-то резко упала. Между тем, согласно приказам Минздрава, укомплектованность врачами поликлиники рассчитывается на 10 тысяч детей. Например, на 10 тысяч деток положено всего 0,5 ставки хирурга, 0,75 — травматолога-ортопеда, 1,5 — невролога. «Распылять» эти ставки еще и на две поликлиники смысла не было. А оставлять в поликлинике №2 только участковых педиатров — тоже нецелесообразно. Поликлиника должна оказывать весь спектр первичной медицинской помощи. К тому же нужно было содержать в порядке само здание (коммунальные платежи, ремонт, прочие расходы, в том числе административные). Поэтому единственным оптимальным решением было объединение поликлиник. При том что врачи из поликлиники №2 имели возможность перейти на работу в поликлинику №12. Никто никого с работы не выгонял. Сейчас поликлиника №12 обслуживает 10 тысяч 200 детей. Она оснащена новым оборудованием. Открытия еще одной поликлиники в Центральном районе не предвидится. Потому что в этом районе никакого повышения рождаемости нет. Очень многие бывшие коммуналки ныне расселены, превращены в отдельные квартиры. Соответственно, вместо нескольких семей на той же жилплощади живет одна. Всего же в Центральном районе открыты три детские поликлиники — №8, №44, №12 (поликлиническое отделение) — и потребности района (согласно нормативам) они закрывают.

Дети не виноваты, в том, что поликлиники закрываются.

Но это в центре города. На окраинах ситуация диаметрально противоположная. Там детей становится все больше и больше. Так что вопрос с обеспечением детскими поликлиниками там актуален — и особенно остро он стоял в бурно строящихся Приморском и Красносельском районах. В Приморском районе с ситуацией все-таки удалось справиться. Открыли три новые детские поликлиники, по плану предстоит открытие еще одной. Сложнее с Красносельским районом, но и там в планах новых кварталов поликлиники обязательны. А всего в Петербурге работают 73 детские поликлиники.

Что же касается очередей, то, к сожалению, это наша печальная реальность. Первая причина появления очередей — отсутствие на приеме тех или иных докторов (врачи, как и все люди, могут болеть, к тому же минимум раз в пять лет они должны пройти обучение для подтверждения квалификации). Соответственно, к оставшимся докторам пациентов пойдет больше. Ведь «дополнительных» докторов поликлинике взять неоткуда. Между тем, например, в феврале в упомянутой поликлинике №12 болели три врача-педиатра и еще один доктор находился в учебном отпуске.

Вторая закономерная причина появления очередей носит сезонный характер. Это бывает по весне, когда петербуржцы массово приводят мальчиков и девочек на осмотры, чтобы получить полагающиеся медицинские документы для приема в детские сады и школы. Причем нужно обойти нескольких специалистов. Да, в этом году комитет по образованию разрешил принимать заявления в 1-й класс без медицинской документации (ее можно принести к 1 сентября), но тем не менее народ уже массово пошел в поликлиники за справками.

От автора.

Вот только непонятно, что делать-то теперь будем? Часть детских поликлиник, детских садов, пионерских загородных лагерей канули в Лету, как и многие бесплатные спортивные секции. Резко уменьшилось количество спортивных площадок во дворах. Врачи бьют тревогу: если в 1995 году на каждого подростка в среднем приходилось по 1,7 болезни, то теперь все 2,9. Упала и физическая выносливость наших школьников. Ныне она составляет примерно 60 процентов от той, какая была у школьника советского периода. И с едой — беда. Раньше не было продуктового разнообразия, но питались дети гораздо лучше. А насколько здоровых детей произведут со временем на свет нынешние дети — лучше и не думать. Или — все-таки думать? Это же будущее России.

Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх