Газета выходит с октября 1917 года Monday 25 ноября 2024

Дэвид Кроненберг: Фрейд был бы в шоке от Вуди Аллена

Новый фильм Кроненберга — киноадаптация театральной пьесы о взаимоотношениях Зигмунда Фрейда, Карла Юнга и пациентки последнего Сабины Шпильрейн.

— Ваш новый фильм полон фирменных штучек «от Кроненберга» — одержимость телом, вызывающая сексуальность. Почему вы только сейчас взялись за эту тему?
— Мой первый семиминутный фильм назывался «Перенос» — об отношениях психотерапевта и его пациента. Психоанализ, Фрейд — монументальные темы, для того чтобы снимать про это кино, необходимо тщательно все структурировать и облечь в соответствующую форму. Я долго искал, а потом прочел пьесу Кристофера Хэмптона — там была как раз потрясающая структура, а кроме того, одной из главных героинь была Сабина, о которой я прежде никогда не слышал. В пьесе Кристофера была очень точно схвачена суть того времени, отражен его дух.

— Сабина Шпильрейн, сыгранная Кирой Найтли, стала центральным персонажем. Честно говоря, поначалу было очень мучительно смотреть на эту красивую актрису, которая играет глубоко травмированную женщину. Как вы с ней работали?
— Мы очень много всего исследовали: Кристофер прочел все записи Юнга о Сабине. Мы смотрели фильмы о людях, страдающих истерией, изучили много фотоматериалов. Понимали прекрасно, что смотреть на это будет тяжело. Истерия мешала Сабине жить, функционировать нормально — такие вещи в обществе принимают тяжело. Так что нам надо было решать, насколько глубоко в это погружаться. Про искажение лица я Кире объяснял так: «Сабине приходится говорить о том, о чем она говорить очень хочет, но не может». Люди в такой ситуации начинают страдать тиками, у них случаются судороги, они корчатся — как будто пытаются сами себе нанести увечье. Рот кривится, потому что человек пытается, с одной стороны, выпустить слова, с другой — исказить их так, чтобы они не были понятны. 

— Вы видите Сабину Шпильрейн феминистской иконой?
— Скорее феминистской мученицей. Меня как-то одна девушка пыталась убедить в том, что между Сабиной и Юнгом никогда не было сексуальных отношений. Она говорила, что в своих мемуарах  Сабина писала о Юнге скорее поэтически. Но в дневнике и в письмах к Фрейду Сабина писала: «Я отдала Юнгу свою девственность, свою невинность». В ту эпоху это могло означать только одно — у них была связь. 

— Я был очень тронут историей Сабины, тем, что она и ее дочери погибли, были расстреляны во время войны.
— Войны, Первая и Вторая мировые, унесли много прекрасных жизней. В пьесе есть момент самой гибели Сабины, в фильме — нет. Я решил, что это только помешает. Герои, от имени которых рассказывается история, не знают будущего.

— Вас, должно быть, многие спрашивали, проходили ли вы психоанализ...
— У меня нет таких проблем. Это все равно что принимать антибиотики, будучи здоровым. Фрейд был бы в шоке от Вуди Аллена. Он и представить себе не мог ничего подобного: 30 — 40 лет психоанализа…

Использованы материалы с сайта insidemovies.com.
Перевод с английского Инги Бергман
↑ Наверх