Дмитрий Астрахан: Большие сети побоялись ставить мою картину в прокат
Хотя ее уже называют кинохитом десятилетия
На днях в киноцентре «Англетер» прошел общественный показ нового фильма Астрахана «Деточки».
За кинорежиссером прочно закрепилась слава мастера психологической драмы и мелодрамы, но фильм «Деточки», снятый по сценарию петербуржца Олега Данилова, удивил многих — это такая сказка-триллер, по сюжету которой воспитанники детского дома, не в силах терпеть обнаглевших взрослых (коррупционеров, педофилов, наркоторговцев, продажных докторов и прочих подонков), берут в руки ножи и сражаются за справедливость, находя всяческую поддержку у горожан. Такие вот неуловимые мстители на современный лад.
После просмотра фильма зрители разных возрастов и занятий устроили столь горячее обсуждение, что желающих высказаться было просто не остановить…
В то же время ни одна из крупных киносетей не взяла «Деточек» в прокат. Об этой ситуации заслуженный деятель искусств РФ Дмитрий Астрахан рассказал «Вечёрке».
Неуловимые «Деточки»
— Фильм «Деточки» снят… Появится ли он в прокате?
— Пока этот вопрос решается. Но вообще-то картина наша уже была в прокате в одном кинотеатре в Москве. Большие сети побоялись ставить картину, хотя одно из самых авторитетных специализированных киноизданий России назвала ее кинохитом десятилетия и у меня уже подобралась коллекция восторженных рецензий самых уважаемых критиков, что пишут о «Деточках» как о «крупном кинособытии». Мне приятно, что такой строгий в оценках мастер, как Андрей Макаревич, прислал мне эсэмэску: «Поздравляю, блестящая работа».
— Но многих удивил тот факт, что мастер тонкой психологической драмы и мелодрамы Астрахан снял такое жесткое кино…
— Да, это необычная работа и для меня, и для моего постоянного соавтора Олега Данилова. Если хотите, это наш крик души, кино, сделанное не коммерции ради, а от желания высказаться, пусть даже в столь необычном жанре, как киносказка… Я снимаю то кино, которое считаю нужным сегодня снимать и которое будет волновать миллионы зрителей. А эти зрители, в свою очередь, будут помнить, пересказывать и хотеть пересматривать такие фильмы многие годы. Когда принимаюсь за фильм, то никогда в этом не сомневаюсь, а если я в этом не уверен, то попросту не берусь снимать картину. Я считаю, что и этот фильм мог бы «выстрелить», если б сети поставили этот фильм в прокат, но они просто побоялись это делать. Все понимают, что фильм острый, он поднимает наболевшие вопросы нашей нынешней жизни. Вот люди и боятся, как на это отреагируют, какую фильм вызовет реакцию, перестраховываются. Прокатчикам спокойнее поставить какой-нибудь американский блокбастер, комедию, да что угодно, лишь бы не было проблем… В России нет пока такого объема киносетей, нет достаточного числа кинозалов, чтобы шла реальная конкуренция, чтобы прокатчики стремились рисковать, поддерживали бы эксперименты.
— В вашем фильме нет знаменитых актеров. Может быть, стоило пригласить какую-нибудь большую звезду, чтобы таким образом привлечь внимание прокатчиков и потенциальных зрителей?
— Не помогло бы. Я показал фильм всем сетям и ее менеджерам. На показах сидели девушки, молодые парни, которые явно выросли на американском кино. При этом смотрели наш фильм, не скрывая слез, не отрываясь. Помню, поворачивается ко мне приятный молодой человек из мощной компании: «Я хочу это прокатывать». А дальше начинается обсуждение с руководителями, и тут начинаются недомолвки, перестраховка, люди начинают просчитывать варианты, мол, кабы чего не вышло... Срабатывает столь характерная для нашего времени перестраховочная самоцензура.
«Мы пришли в профессию не ради денег»
— Кто финансировал этот проект?
— Это называется «скинулись товарищи». Наша компания «Золотой век», друзья мои, все те, кому была интересна эта идея. Это был абсолютный риск, все это понимали. По сути, мы с Олегом Даниловым тоже работали без гонораров. Мы просто знали, что хотим снять этот фильм. Не требовали каких-то особых финансовых условий и операторы, и художники — все, прочитав сценарий, понимали, что этот фильм, помимо всего прочего, — некое гражданское высказывание, и всем нравилась эта необычная идея, необычная история.
— Вы уже достигли такого уровня, что можете снимать не за деньги?
— Нет, жить-то все равно на что-то надо. Но у каждого из нас есть какие-то свои проекты, помимо «Деточек». Снимаются картины, ставятся спектакли — все при деле. Слава Богу, пока не голодаем. И мы ничего не обещали людям, когда звали в картину «Деточки». Мы понимали, что прокат у такой острой ленты может не случиться. Мы пошли снимать, чтобы сделать что-то важное, оставить какой-то след, чем-то удивить, заставить задуматься. А для заработка есть сериалы — пошел к станку, встал — и все. Утром ? на работу, вечером — домой, как говорится.
— Алексей Балабанов часто говорит, что он чередует свои картины: один фильм коммерческий, другой для себя, для друзей... А у вас такая же история?
— У меня все фильмы окупились, вернули деньги, не было с этим проблем никогда. Я не загадывал, делаю я фильм коммерческий или нет, просто снимал то, что мне было интересно. Фильм «Зал ожидания» был суперкоммерческий, и «Ты у меня одна» тоже, хотя изначально я не ставил себе такой задачи.
— Правда, что вы хотите снять новый фильм под названием «Чиновник»?
— Да, это очень интересная история. Пока ничего не могу к этому добавить, извините.
Спасибо «Высоцкому» за актерское будущее
— Что нового репетируете в театре?
— В Школе современной пьесы репетируем спектакль по пьесе Александра Углова «Лондонский треугольник». Это история про взаимоотношения Герцена и Огарева. В главных ролях: Александр Галибин (Огарев) и Александр Гордон (Герцен). Репетиции в комнате уже прошли, теперь в театре будем репетировать.
— Как актер вы сыграли одну из главных ролей в нашумевшем фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой». Вас удивила полярность оценок этой картины?
— Почему фильм вызывает столь противоречивые чувства? Наверное, потому что Высоцкий — фигура легендарная и близкая для многих эмоционально, многие прожили целую жизнь с его песнями, да что там, живут до сих пор! Я знаю тех, кто в восторге от фильма и пересматривал его много раз, но также знаю тех, кто был крайне возмущен. И я могу понять логику одних и логику других.
— А каково ваше мнение?
— Я не объективен в данном вопросе, потому что являюсь участником этого всего. И очень благодарен за эту роль, потому что она внесла в мою жизнь какую-то новую краску. Я ведь очень давно не снимался, да и не рвался. Но после «Высоцкого» меня стали приглашать в самые разные проекты, и очень интересные. Например, в фильм «Шагал — Малевич» у Александра Митты. Там играю Ицке, раввина, довольно объемную роль, три мощных эпизода.
— Дмитрий Хананович, вы пять лет весьма успешно проработали в петербургском Театре Комедии. Почему же потом не продолжали ничего ставить в этом театре как приглашенный режиссер?
— В Театре Комедии я не был на спектаклях с 1996 года, поэтому особо о нем сказать не могу, и предложений мне оттуда не поступало. Как и из других петербургских театров. Но вот сейчас у меня есть интересное предложение от Адольфа Яковлевича Шапиро, и вскоре я начинаю работу в ТЮЗе. Это — классика, вот все, что пока могу сказать.
Лениград — это мои годы учебы, первые фильмы, первый театральный успех, стажировка в БДТ у Георгия Александровича Товстоногова (Астрахан поставил в БДТ «Женитьбу Бальзаминова»)... Это было прекрасное творческое время. Я очень рад вернуться в театральный мир своего города, который люблю всей душой.
Метки: Гость «Вечёрки» Из первых рук Кинозал
Важно: Правила перепоста материалов